фото: kp.ru
Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Умерла 3 февраля 2011 года в Москве. Советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса театра оперетты и кино; народная артистка СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974) и премии Президента РФ (2001).
Татьяна Шмыга более 40 лет работала в Московском театре оперетты. Там певица стала известна благодаря ролям в постановках «Белая акация», «Фиалка Монмартра», мюзикле «Моя прекрасная леди». Критики писали о лиричности и эмоциональности ее голоса. Играла Шмыга и в кино: исполнила роль в картине Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
«Девочка, не надо петь»: детские годы и учеба
Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Ее отец Ян Мицкевич после начала Первой мировой войны вместе с семьей бежал из Польши в Российскую империю. Здесь его мать вышла замуж во второй раз и поменяла имена своим детям. Так Ян Мицкевич стал Иваном Шмыгой. Позже, в СССР, он закончил рабфак и стал сотрудником Центрального статистического управления. Мать будущей певицы Зинаида Шмыга была домохозяйкой.
Имя Татьяне Шмыге дали в честь главной героини пьесы «Татьяна Русских и Иван Козырь» Дмитрия Смолина, на постановке которой ее родители побывали в Малом театре. С детства будущую певицу водили на разные спектакли. Она вспоминала: «Мои родители были театралами. Я с детства запомнила, как они собирались на какой-нибудь спектакль. Это был целый ритуал — они настраивались на праздник, который их ожидает вечером, заранее».
Татьяна Шмыга ходила в музыкальную школу, где училась играть на фортепиано у профессора Московской консерватории Анаиды Сумбатян. Также она занималась вокалом. В школе Шмыга участвовала в художественной самодеятельности, пела в учебных постановках, а в свободное время ходила в Большой театр и слушала оперы.
«Мои детские музыкальные впечатления связаны не только со школой, но в значительной степени с Большим театром. У меня было «выгодное» знакомство — соседка-подружка Тося, отец которой работал в буфете театра. По воскресеньям дядя Федя мог брать нас с собой на утренние спектакли. Попадая с Тосей в театр без билетов, мы, естественно, не имели мест, и дядя Федя устраивал нас в ложе, где мы усаживались за стульями на бархатный барьерчик. Слушала и смотрела я спектакли с увлечением. Иногда забывалась настолько, что начинала подпевать солистам. Зрители в ложе делали мне замечания: «Девочка, не надо петь! Ты мешаешь слушать». Я смущалась, убегала из ложи, потом возвращалась… За несколько лет я выучила почти весь репертуар Большого театра»
Татьяна Шмыга, книга воспоминаний «Счастье мне улыбалось»
В 1947 году Шмыга поступила в Музыкально-театральное училище имени А.К. Глазунова. Туда ее привела подруга уже в разгаре учебного года и уговорила педагогов прослушать ее. Артистка училась на курсе режиссера и актера Иосифа Туманова.
Уже через два месяца Шмыга захотела оставить учебу. Она писала: «Я ходила в училище, но чувствовала, что ничего у меня не выходит, ничего я не могу делать. Сидела в аудитории в уголочке и думала лишь об одном: «Только бы меня не вызвали, только бы обо мне не вспомнили». Один из педагогов, актер Константин Михайлов, настоял на том, чтобы она осталась. Он начал репетировать с артисткой после основных занятий. Вокалом со Шмыгой занималась Вера Олдукова. Вместе с ней артистка исполняла русские романсы: «Когда мы с ней занимались, то под дверью нашего класса собирались студенты и слушали. Кого тогда я только не пела! И даже теперь, когда слышу, как кто-то исполняет романсы, я иногда подпеваю».
В 1951 году, на экзамене на четвертом курсе, Шмыга сорвала голос. Его артистке помогла восстановить оперная певица и педагог Дора Белявская. В том же году Музыкально-театральное училище присоединили к ГИТИСу и преобразовали в факультет артистов театра музыкальной комедии. Его певица закончила в 1953 году.
«Какое сильное впечатление производит она на зал!»: Татьяна Шмыга — актриса театра оперетты
Сразу после окончания ГИТИСа Татьяну Шмыгу пригласили в Московский театр оперетты. Ее первой ролью стала Виолетта в постановке «Фиалки Монмартра» композитора Имре Кальмана. Сначала артистка стеснялась приходить на репетиции спектакля. Она вспоминала: «Когда меня назначали на роль и я приходила на репетиции, то садилась в зале и все время тряслась от страха: «Только бы меня не позвали на сцену. Только бы забыли, что я здесь».
2 марта 1954 года прошла премьера «Фиалки Монмартра». Спектакль неоднократно повторяли и даже провели его прямую трансляцию по телевидению. Шмыге стали предлагать другие роли, и уже в следующем году она сыграла главную роль в оперетте композитора Исаака Дунаевского «Белая акация». Артистка тщательно готовилась к постановке — некоторые арии на репетициях повторяла по пять-шесть раз. Из-за тяжелой болезни Дунаевский не мог часто приезжать в театр. Тогда Шмыга стала советоваться с ним по телефону. Артистка звонила композитору и пела ему арии из оперетты.
Премьера спектакля состоялась уже после смерти Дунаевского. «Белая акация» стала одной из самых известных постановок Мосоперетты. Специальную версию спектакля записали для радио, его адаптации появились в советских республиках и иностранных государствах, а песня «Пою о тебе я, Одесса моя…» стала неофициальным гимном Одессы.
В следующие несколько лет Татьяна Шмыга сыграла в опереттах «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни», «Бал в Савойе» и других. Выступала певица и с концертами, гастролировала по СССР. В 1960 году за «заслуги в области советского искусства» она получила звание Заслуженной артистки РСФСР.
В 1961 году Шмыга сыграла в оперетте композитора Константина Листова «Севастопольский вальс». Певица называла этот спектакль своим любимым. Положительно его оценили и критики. Они хвалили артистку за искренность героини — медсестры Любаши. В журнале «Культура и жизнь» писали: «У Шмыги волнение в голосе. Может показаться, что поет она сегодня хуже, чем обычно. Не так уверенно, не так «прочно». Но какое сильное впечатление производит она на зал!».
В 1962 году Татьяну Шмыгу пригласили сняться в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». В картине она сыграла певицу Луизу Жермон и исполнила романс «Меня позови, избранник мой милый». Шмыга была недовольна этой ролью и считала, что сыграла ее недостоверно: «Мне очень нравится фильм и не нравлюсь в нем я, хотя понимаю, что нельзя требовать многого от совсем неопытной киноактрисы».
Позже певица еще несколько раз появлялась в кино. Шмыга сыграла в фильмах «Похищение», «Кое-что из губернской жизни», телевизионных версиях оперетт. Артистка выступала на «Голубом огоньке» и «Песне года», вела программы.
Кроме оперетт, Татьяна Шмыга пела в мюзиклах. В 1964 году она сыграла роль Элизы Дулиттл в русской постановке «Моя прекрасная леди». Работа над спектаклем началась после гастролей бродвейской труппы в Москве в 1960 году. Шмыга вспоминала: «Я сидела в зале, наслаждалась музыкой, игрой и думать тогда не думала, что через какое-то время сама буду играть роль Элизы». В 1965 году актриса получила главную роль в другой советской адаптации бродвейского мюзикла — «Вестсайдской истории» по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
В 1969 году Татьяна Шмыга сыграла в обновленной версии «Фиалки Монмартра». На этот раз ей досталась главная женская роль — Нинон Тисье. В этой постановке певица исполнила композицию «Карамболина».
«Карамболина» же буквально срослась со мной и «преследует» меня по сей день: какую бы передачу обо мне ни делали — обязательно в ней прозвучит «Карамболина». Сколько раз я просила музыкальных редакторов, режиссеров проиллюстрировать передачу другими номерами. Обещают, но в результате не могут удержаться — непременно вставят «Карамболину», словно ничего другого в жизни я не пела. Хотя понять редакторов можно — номер действительно выигрышный, особенно на экране»
Татьяна Шмыга, книга воспоминаний «Счастье мне улыбалось»
В том же году Шмыга стала первой актрисой театра оперетты, которая получила звание Народной артистки СССР. А через четыре года певицу удостоили Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки за роли в опереттах «Нет меня счастливей», «Девичий переполох» и «Фиалка Монмартра».
В 1970-х и 1980-х годах Татьяна Шмыга продолжила играть в Московской оперетте. Среди ее ролей этих лет: Любовь Яровая в спектакле «Товарищ Любовь», Сашенька в «Господах артистах», Герцогиня Герольштейнская в «Великой герцогине Герольштейнской». В 1977 году артистка участвовала в экспериментальной постановке «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал». В этом спектакле почти не было декораций и музыкального сопровождения, а актеры часто меняли костюмы. Шмыга писала: «Смысл такого превращения был в том, чтобы и люди в зале тоже могли преобразиться и перенестись в другой мир, в мир Театра могли погрузиться в красочную атмосферу Испании XVII века. Зрители приняли эту игру, это приглашение участвовать в ней».
«Только в первые годы все было легко и просто»: личная жизнь
Татьяна Шмыга была замужем трижды. Ее первым супругом стал преподаватель факультета журналистики МГУ Рудольф Борецкий. Они познакомились летом 1949 года в доме отдыха работников искусств в Туапсе, несколько месяцев переписывались, а вскоре поженились. Шмыга вспоминала: «Наш роман с Рудиком был скорее заочным, роман в письмах, каких-то особых страстей я вроде бы и не испытала».
С Борецким Шмыга рассталась в середине 1950-х, когда познакомилась со своим вторым мужем — певцом и главным режиссером Московского театра оперетты Владимиром Канделаки. Вместе они прожили около 20 лет.
«Только в первые годы, когда была влюбленность, все было легко и просто и казалось, что все обойдется. Потом же, когда мы начали притираться друг к другу, стали сказываться его взрывной характер, особенности южного темперамента, обычный мужской эгоизм. Так что относительно безоблачными, счастливыми я могу назвать лишь первые пять лет нашей жизни, а всего мы прожили с Владимиром Аркадьевичем вместе двадцать лет. Но зато те десять лет, что Канделаки руководил нашим театром, я могу назвать, пожалуй, самыми лучшими в своей артистической судьбе — была молодость, было много работы, много интересных ролей. Это была жизнь, до краев наполненная трудом, смыслом…»
Татьяна Шмыга, книга воспоминаний «Счастье мне улыбалось»
Третьим супругом Татьяны Шмыги был композитор и главный дирижер Театра сатиры Анатолий Кремер. С ним артистка была знакома с 1950-х годов. Кремер работал в Московской оперетте дирижером, руководил оркестром легкой музыки МГУ, с которым Шмыга несколько раз выступала. Они поженились в 1976 году и прожили вместе больше 30 лет. Специально для Шмыги Кремер написал несколько музыкальных комедий, в том числе «Катрин» и «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал».
«Продлилась моя сценическая жизнь»: последние годы
В 1990-х Татьяна Шмыга играла в Московской оперетте. Артистка сыграла в спектаклях, музыку к которым написал Анатолий Кремер. Она вспоминала: «Катрин», «Джулия», «Джейн»… Три спектакля, благодаря которым продлилась моя сценическая жизнь. Продлилась красиво, со смыслом…».
В эти годы Шмыга продолжила выступать с концертами. На них артистка исполняла песни из оперетт, в которых играла, в том числе «Летучая мышь», «Сильва» и «Голландочка», русские романсы. В 2001 году Шмыга приняла участие в музыкальном представлении «Большой канкан». В нем артистка исполнила романс «Меня позови, избранник мой милый» из «Гусарской баллады».
В 2005 году Татьяна Шмыга сыграла в спектакле «Перекресток» Театра имени М.Н. Ермоловой. Для нее эта постановка стала первой вне Московской оперетты. Главный режиссер Театра имени Ермоловой Владимир Андреев несколько лет уговаривал певицу.
Последние несколько лет жизни Шмыга тяжело болела и с трудом ходила. В апреле 2010 года певица попала в больницу. В следующие полгода она перенесла несколько операций, и 3 февраля 2011 года умерла. Похоронили Татьяну Шмыгу на Новодевичьем кладбище в Москве.