https://sun9-16.userapi.com/impg/WHoypZ8Q-Yh4lbsNS3FbHeywTAxsTvn8Rsd5JQ/q5-dBE08-S0.jpg?size=1045x755&quality=96&sign=acc7c1269066acdc565c3d4fe9193701&type=album
фото: yugopolis.ru

ОССЕЙН (Hossein) Робер (30.12.1927, Париж – 31.12.2020, Эссе-ле-Нанси, деп-т Мёрт и Мозель), франц. актёр, режиссёр, продюсер. Сын эмигрантов из России – композитора Андре Оссейна (наст. имя и фам. Аминулла Гусейнов) и актрисы А. Миневской.

С 1943 занимался в студии при парижском театре «Старая голубятня» под рук. Т. Балашовой. В 1947 окончил драматич. курсы Р. Симона в Париже. С кон. 1940-х гг. выступал как театральный актёр и режиссёр. В театрах Парижа поставил спектакли: «Хулиганы» (пьеса О., 1949, «Старая голубятня»), «Негодяи попадут в ад» по Ф. Дару (1954, «Гран Гиньоль»), «Вы, кто нас судит» (пьеса О., 1957, театр «Творчество»), «Шестеро сомнительных мужчин» Ф. Дара и О. (1963 и 1980, «Театр Антуана»), «Дом Бернарды Альбы» Ф. Гарсии Лорки и «Эрнани» В. Гюго (оба 1974, «Комеди Франсез»), «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому и «Мыши и люди» по Дж. Стейнбеку (оба 1975, «Театр де Пари»), «Великий адвокат» Г. Денкера (1983) и «На дне» М. Горького (1992) – оба театр «Могадор», «Дело Сезнека» Э. Роньяра и О. Винсент и «Dominici» М. Файета (оба 2010, «Театр де Пари») и др. Ставил спектакли в Реймсе («Преступление и наказание» по Достоевскому, 1971; «На дне» Горького и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, оба 1972), Ницце («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1990) и др. В 2000–08 возглавлял парижский театр «Мариньи», где поставил «При закрытых дверях» Ж. П. Сартра (2000, 2002), «Виновен или невиновен» А. Рэнд (2001) и др. спектакли. Постановщик масштабных шоу на сценах Дворца спорта и Дворца конгрессов в Париже: «Броненосец "Потёмкин"» (1975), «Отверженные» по Гюго (1980), «Человек по имени Иисус» (1983), «Меня звали Мария Антуанетта» (1993), «Это был Бонапарт» (2002), «Не бойтесь! Иоанн Павел II» (2007) и др.

В кино с 1954 («Набережная блондинок»). Характерная для О. актёрская манера сложилась уже к нач. 1960-х гг. и особенно ярко проявилась в роли разочарованного циника, быв. участника колониальных войн Рено («Отдых воина»). Эффектные внешние данные при т. н. отрицат. обаянии способствовали успеху в фильмах «чёрной серии» («Человек, предавший мафию» и др.). Среди др. фильмов: «Приговор», «Анжелика, маркиза ангелов», «Гром небесный», «Анжелика и король», «Музыка», «Неукротимая Анжелика», «Жизнь, любовь, смерть», «Дон Жуан-73» (др. назв. «А если бы Дон Жуан был женщиной…»), «Мнимый тупик», «Убийца», «Одни и другие», «Профессионал», «Дети хаоса», «Салон красоты "Венера"», «Пропавшая в Довиле», «Человек и его собака», «Мираж», «Дело Сезнека» (т/ф). Режиссёрский дебют в кино – «Негодяи попадут в ад» (1956, О. также автор сценария и исполнитель гл. роли). Как режиссёр в приключенч. фильмах стремился обогатить сюжеты углублённой психологич. характеристикой героев: «Простите наши прегрешения» (1956), «Ты – яд» (1958), «Ночи шпионов» (1959), «Вкус насилия» и «Игра в истину» (оба 1961), «Верёвка и кольт» (др. назв. «Кладбище без крестов», 1968). В ф. «Вампир из Дюссельдорфа» (1965) убедительно показал атмосферу утверждения фашизма в Германии в нач. 1930-х гг. В 1980-х гг. выпустил экранизации: «Отверженные» по роману В. Гюго (1982, пр. Мкф в Москве) и «Красная икра» по собств. роману совм. с Ф. Даром (1986). Продюсер мн. своих фильмов.