https://sun9-17.userapi.com/impg/iwzdkHEhCgtGttdWQQhiWu350FIICaVy9lLk4w/kxhq7_-KVUA.jpg?size=900x506&quality=96&sign=5b27a85f946bc8e1141101c33f70c823&type=album
фото: portal-kultura.ru

МУРНАУ (Murnau; наст. фам. Плумпе, Plumpe) Фридрих Вильгельм (28.12.1888, Билефельд – 11.3.1931, Санта-Барбара, штат Калифорния, США), нем. режиссёр. Из семьи фабриканта.

Изучал историю искусств и филологию в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах. С 1912 в Нем. театре под рук. М. Рейнхардта (Берлин). В годы 1-й мировой войны на фронте. Вернувшись после её окончания в Берлин, увлёкся кинематографом. Первый фильм – «Мальчик в голубом» (др. назв. «Смарагд смерти», 1919). В 1920–21 М. выпустил 7 фильмов, часть из которых («Сатана», «Голова Януса», «Вечер – ночь – утро») – в сотрудничестве с актёром К. Фейдтом, во многом определившим его эстетич. предпочтения. В 1922 в Берлине состоялась премьера одного из самых знаменитых фильмов М. «Носферату – симфония ужаса» (в отеч. прокате – «Вампир Носферату»), созданного под влиянием эстетики экспрессионизма. Соавторами выступили сценарист Х. Гален и художник-постановщик А. Грау. Несмотря на средний худож. уровень фильмов «Горящая пашня» и «Призрак» (оба 1922), посвящённых популярным в нем. обществе темам социальной несправедливости и классовой борьбы, а также мещанской драмы «Изгнание» и комедии «Финансы великого герцога» (оба 1923), М. завоевал репутацию крепкого проф. режиссёра и был приглашён на студию UFA, где снял ф. «Последний человек» (1925, в отеч. прокате – «Человек и ливрея»), ознаменовавший начало его мировой славы и ставший классич. произведением в жанре «камершпиль» (камерная драма). Успех дальнейших работ М. – «Тартюф» (1925) и «Фауст» (1926) – послужил поводом для его переезда в Голливуд. Картина «Восход Солнца: песнь двух людей» (1927) – первая снятая М. в США, но по мироощущению, атмосфере и стилистике близкая тем фильмам, которые режиссёр создавал в Германии. Она получила пр. «Оскар», однако провалилась в прокате. Покрыть расходы должны были два последующих фильма («Четыре дьявола», 1928; «Горожанка», 1930). Во время съёмок ф. «Горожанка» М. познакомился с Р. Флаэрти. Их объединяло разочарование Голливудом и желание создать собств. независимое производство. Так родилась идея отправиться в путешествие по Юж. Америке и снять фильм на основе своих впечатлений. Режиссёры основали студию «Flaherty-Murnau Productions», но на съёмках ф. «Табу» (1931), пытаясь сочетать документальность и мелодраматизм, не смогли прийти к единому худож. решению. Флаэрти не завершил работу. Картину купила голливудская студия «Paramount», заключив с М. 10-летний контракт. Но реализовать его не удалось, т. к. вскоре М. погиб в автокатастрофе. Среди др. фильмов: «Тоска», «Горбун и танцовщица» (оба 1920), «Тёмная дорога», «Замок Фогелёд» (оба 1921).