фото: informvest.ru
Джордж Кэйли (George Cayley). Английский ученый. Изобретатель. Один из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов тяжелее воздуха, опубликовавший в начале XIX-го века описания принципов полета планера и самолета. Также предложил конструкцию колеса со спицами из проволоки, несколько схем двигателя внутреннего сгорания, идею водотрубного котла для паровой машины, запатентовал гусеничный ход для транспорта.
Джордж Кэйли родился 27 декабря 1773 в городе Скарборо, Великобритания. Его отец, Томас Кейли позднее унаследовал титул баронета Бромптона. Мать, Изабелла Сетон являлась родом из Шотландии. Будучи сама весьма образованной, женщина позаботилась, чтобы Джордж, с детства проявлявший интерес к механике, получил надлежащее образование в области математики и естественных наук. Получив начальное образование в школах Йорка и Ноттингема, парень в 1792 году отправился в Саут-Гейт изучать электричество и химию.
С 1800 года в течение многих лет Кейли заносил в записную книжку результаты наблюдений полета различных птиц и свои соображения по этому поводу. Через четыре года начал проводить аэродинамические эксперименты и вскоре построил свою первую модель планера с наклоненной под углом шесть градусов несущей плоскостью, которая соединялась рейкой с парой поворотных взаимно - перпендикулярных малых пластин.
Кейли пришел к убеждению, что создание летательного аппарата тяжелее воздуха возможно только после детального изучения воздействий воздушного потока на наклонную несущую плоскость и разработки подходящего двигателя. Спустя почти сто лет такие же выводы сделали и первые конструкторы самолета, братья Райт.
В 1807 году опубликовал свою первую статью о «двигателе с расширением воздуха», герметичном устройстве, где воздух прокачивался насосом через нагреватель и поступал в рабочий цилиндр. В том же году опробовал такого рода двигатель, используя тепло, выделяемое при сгорании пороха.
Через год Кейли построил несколько планеров и сконструировал для них стартовый двигатель из велосипедного колеса. Статьи ученого, где излагал принципы полета планера и самолета и результаты аэродинамических исследований, выполненных на моделях, опубликованы в «Журнале натуральной философии» в 1810 году.
В этих работах Джордж рассмотрел зависимость от скорости летательного аппарата таких характеристик, как подъемная сила, нагрузка на крыло, напряжения в конструкции, выигрыш в противодействии силам тяготения. Обсудил принцип действия двигателя внутреннего сгорания; предложил обтекаемые формы конструкций. Его планер - биплан с площадью несущей поверхности 28 квадратных метра смог «пролететь» с человеком на борту почти 3 метра.
Примерно в 1815 году Кейли заинтересовался управляемыми воздушными шарами. В его трудах этого периода обсуждаются соотношения между габаритами и весом шара, его оптимальная форма, обеспечивающая минимизацию аэродинамического сопротивления, необходимость расчалок. Предлагает ввести секционные газовые баллоны и водонепроницаемую оболочку. Сравнивает достоинства шаров, наполненных горячим воздухом и водородом. Рассматривает способы предотвращения пожара.
В 1837 году Кейли запатентовал двигатель на горячем воздухе. Через три года выдвинул идею создания вертолета с двумя несущими винтами на одном валу с паровым приводом. В 1853 году предложил тяговый пропеллер и двигатель на водороде. Есть свидетельства, что примерно до 1853 году продолжал экспериментировать с планерами.
Умер Кейли в Бромптон-Холле близ Скарборо 15 декабря 1857 года.
В честь Джоржда Кейли названы жилые и учебные корпуса Халлского университета и Университета Лафборо, а также планерный клуб в Йоркшире.
СЕМЬЯ ДЖОРДЖА КЭЙЛИ
Жена - Саре Уокер. Родила ему троих сыновей (из которых двое умерли от кори) и шестерых дочерей (одна из них умерла от болезни сердца в возрасте 16-ти лет). Характер у жены Кейли оказался тяжелый, ее выходки шокировали детей и неоднократно вынуждали супруга писать соседям письма с извинениями. Джордж Кейли, однако, был весьма подавлен ее кончиной, которая произошла в 1854 году.