https://sun9-26.userapi.com/impg/wy_Pz_Gxp0GfRQlLN1aoXkUOirh_ZNseCDth0g/C-Jqe6ylrDA.jpg?size=935x1080&quality=96&sign=19578cb92f0bb4076b254f0e22bf1c79&type=album
фото: vladtime.ru

ДИТРИХ (Dietrich) Марлен (наст. имя и фам. Мария Магдалена фон Лош, Losch) (27.12.1900, Берлин – 6.5.1992, Париж), нем. и амер. актриса. В 1918–22 обучалась музыке в Веймаре и Берлине.

По приглашению М. Рейнхардта в 1922 дебютировала в «Немецком театре». В 1920-х гг. работала в разл. театрах Берлина. В кино с 1923 («Мужчина в пути»). Успех пришёл после исполнения роли певички Лолы-Лолы в ф. «Голубой ангел» Дж. фон Штернберга (1930, по Г. Манну). Образ роковой женщины – красивой, обострённо-чувственной и аморальной – в дальнейшем в разных вариантах обыгрывался Д. в Голливуде, куда она была приглашена в 1930 вместе с режиссёром. В их совместных фильмах 1-й пол. 1930-х гг. («Марокко», «Обесчещенная», «Шанхайский экспресс», «Белокурая Венера», «Красная императрица», «Дьявол – это женщина») героини Д. постепенно лишались индивидуальных черт, превращаясь в один из орнаментальных мотивов барочной стилистики режиссёра. В работах 2-й пол. 1930-х гг. актриса стремилась разнообразить характеры своих персонажей, находить комич. и драматич. краски («Желание», реж. Ф. Борзедж; «Рыцарь без лат», реж. Ж. Фейдер; «Ангел», реж. Э. Любич; «Дестри снова в седле», реж. Д. Маршалл; «Нью-Орлеанский огонёк», реж. Р. Клер, и др.). В годы 2-й мировой войны Д. отвергла предложение нацистов вернуться в Германию и выступила с резким осуждением фашизма, участвовала в концертах для амер. солдат и в радиопередачах Мин-ва воен. информации США. Безупречность тщательно продуманного облика в сочетании с ярким драматич. дарованием сделали актрису звездой мирового кинематографа 1930–40-х гг. В послевоенный период снималась значительно реже, сосредоточившись на драматич. ролях в фильмах крупных мастеров: «Зарубежный роман» и «Свидетель обвинения» Б. Уайлдера, «Страх сцены» А. Хичкока, «Ранчо, пользующееся дурной славой» Ф. Ланга, «Печать зла» О. Уэллса, «Нюрнбергский процесс» С. Крамера, и др. С нач. 1950-х гг. гастролировала по миру как эстрадная певица. Читала закадровый текст в документальном ф. «Чёрный лис» (1962). В 1978 снялась в своём последнем фильме «Прекрасный жиголо – несчастный жиголо». Д. посвящены документальные фильмы «Марлен» (1984), «Марлен Дитрих. Белокурая бестия» (2001), «Марлен Дитрих. Её собственная песня» (2002), игровой ф. «Марлен» (2000, реж. Й. Фильсмайер). Командор ордена Почётного легиона (1972).