https://i.imgur.com/GXW3wgQ.jpg
фото: fi.pinterest.com

АКИ́МОВ Ни­ко­лай Пав­ло­вич [3(16).4.1901, Харь­ков – 6.9.1968, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, сце­но­граф, гра­фик, нар. арт. СССР (1960). В 1914–22 учил­ся в Пет­ро­гра­де: в шко­ле Об-ва по­ощ­ре­ния ху­до­жеств, в сту­дии С. М. Зай­ден­бер­га, Но­вой ху­дож. мас­тер­ской (пе­да­го­ги М. В. До­бу­жин­ский, А. Е. Яков­лев, В. И. Шу­ха­ев), во Вху­те­ма­се (пе­да­го­ги До­бу­жин­ский, Е. Э. Рад­лов). В 1922 как теат­раль­ный ху­дож­ник де­бю­ти­ро­вал в по­ста­нов­ке пье­сы Ю. М. Бон­ди и В. Э. Мей­ер­холь­да «Али­нур» (по О. Уай­ль­ду) в те­ат­ре «Крас­ный фа­кел» (Харь­ков). Офор­мил спек­так­ли: «Мис­тер Мог­ридж-млад­ший» М. Я. Три­ге­ра (1924, те­атр «Воль­ная ко­ме­дия»), «Дев­ст­вен­ный лес» Э. Тол­ле­ра (1924, БДТ); «Ко­нец Кри­во­рыль­ска» Б. С. Ро­ма­шо­ва (1926), «Бро­не­по­езд 14-69» В. В. Ива­но­ва (1927) и «Тар­тюф» Моль­е­ра (1929) – в Ле­нингр. те­ат­ре дра­мы; «Че­ло­век с порт­фе­лем» А. М. Фай­ко (1928, моск. Те­атр Ре­во­лю­ции); «За­го­вор чувств» Ю. К. Оле­ши (1929) и «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра (1930) – в Те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва; «Шко­ла зло­сло­вия» Р. Ше­ри­да­на (1940) и «Офи­цер фло­та» А. А. Кро­на (1945) – во МХАТе и др. В 1920–30-х гг. про­явил се­бя как ху­дож­ник-ре­жис­сёр, рас­кры­ваю­щий идею пье­сы в син­те­зе ви­зу­аль­ных форм (де­ко­ра­ции, кос­тюм, грим, бу­та­фо­рия). Ис­поль­зо­вал раз­но­об­раз­ные по­ста­но­воч­ные приё­мы и вы­ра­зит. сред­ст­ва разл. сти­лей и на­прав­ле­ний, в т. ч. кон­ст­рук­тивиз­ма, экс­прес­сио­низ­ма, но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти, ар де­ко. Пер­вая са­мо­сто­ят. режис­сёр­ская ра­бо­та – «Гам­лет» У. Шек­спи­ра (1932, Те­атр им. Евг. Вах­тан­го­ва), трак­то­ван­ный А. как по­ли­тич. са­тира, – бы­ла объ­яв­ле­на фор­ма­ли­сти­че­ской и сня­та с ре­пер­туа­ра. В 1935–47 и 1955–68 худ. рук. Ле­нингр. те­ат­ра ко­ме­дии. Офор­мил и по­ста­вил спек­так­ли: «Ва­лен­си­ан­ская вдо­ва» Ло­пе де Ве­ги и «Опас­ный по­во­рот» Дж. Б. При­стли (оба 1939), «Две­на­д­ца­тая ночь» Шек­спи­ра (1938, 1964), «Тень» (1940, 1960), «Обык­но­вен­ное чу­до» (1956) и «Дра­кон» (1962) Е. Л. Швар­ца, «Де­ре­вья уми­ра­ют стоя» А. Ка­со­ны (1957), «Пё­ст­рые рас­ска­зы» (по А. П. Че­хо­ву, 1959), «Дон Жу­ан» (по Дж. Бай­ро­ну, 1963) и др. Бле­стя­щее ост­ро­умие, точ­ность ха­рак­те­ри­стик, глу­би­на рас­кры­тия ав­тор­ско­го за­мыс­ла, яр­кое и па­ра­док­саль­ное оформ­ле­ние спек­так­лей А. оп­ре­де­ли­ли не­по­вто­ри­мость творч. сти­ля те­ат­ра. В 1951–55 гл. реж. Те­ат­ра им. Лен­со­ве­та (до 1953 Ле­нингр. Но­во­го те­ат­ра). В спек­так­лях «Те­ни» М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на (1953), «Де­ло» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на (1955; се­реб­ря­ная ме­даль Все­мир­ной вы­став­ки в Брюс­се­ле за эс­ки­зы оформ­ле­ния, 1958), став­ших вер­ши­ной ре­жис­сёр­ско­го твор­че­ст­ва, А. рас­крыл­ся как са­ти­рик, об­нажив­ший тра­гич. глу­би­ны дра­ма­тич. про­из­ве­де­ний. Вы­сту­пал так­же как ху­дож­ник ки­но («Ка­щей Бес­смерт­ный», 1945; «Зо­луш­ка», 1947); внёс зна­чит. вклад в иск-во книж­ной гра­фи­ки (илл. к Собр. соч. А. де Ре­нье, 1924–27, и Ж. Ро­ме­на, 1925–1930), соз­дал гра­фич. порт­ре­ты дея­те­лей иск-ва (в т. ч. Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, 1931; Е. Л. Швар­ца, 1939; В. И. Ка­ча­ло­ва, 1942; Н. П. Ох­лоп­ко­ва, 1945; А. И. Рай­ки­на, 1958), пла­ка­ты и афи­ши к спек­так­лям. С 1955 пре­по­да­вал в ЛГИТ­Ми­Ке (проф. с 1960).