фото: ruspekh.ru
ФРАНС (France) Анатоль (псевд.; наст. имя и фам. Франсуа Анатоль Тибо, Thibault) (16.4.1844, Париж – 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Луар), франц. писатель, чл. Франц. академии (1896). Родился в семье букиниста. Окончил коллеж с дипломом бакалавра (1864). В нач. 1860-х гг. работал в издательствах; с 1866 – на разных должностях в Б-ке Сената, где познакомился с Ш. М. Леконтом де Лилем. Дебютировал как поэт в 1867. На творч. манеру раннего Ф. значит. влияние оказала лирика поэтов «Парнаса», а также концепция искусства для искусства: поэтич. сб. «Золотые поэмы» («Les poèmes dorе́s», 1873, рус. пер. 1957), пьеса в стихах «Коринфская свадьба» («Les noces corinthiennes», 1876). С 1875 сотрудничал в газ. «Le temps», где опубликовал серию критич. статей о современных ему писателях; стал ведущим лит. критиком газеты (статьи из его рубрики «Литературная жизнь» вышли отд. изданием в 4 т. в 1889–92). Широкую известность снискали повести Ф. в духе натурализма «Иокаста» («Jocaste», 1879) и «Тощий кот» («Le chât maigre», 1879), а также роман «Преступление Сильвестра Боннара» («Le crime de Sylvestre Bonnard», 1881, рус. пер. 1899), в котором Ф. создал образ положительного героя – учёного-библиофила, беспомощного в практич. жизни. Развенчание фанатизма – центр. тема романа «Таис» («Thaїs», 1890, рус. пер. 1891; опера Ж. Масcне, 1894) об аскете Пафнутии, погрязшем в грехе, и блуднице, ставшей праведницей. Положительный образ аббата Жерома, мудреца, бродяги и жизнелюбца, доминирует в романах «Харчевня королевы Гусиные лапы» («La rôtisserie de la reine Pédauque», 1893; в рус. пер. 1907 – «Саламандра») и «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les opinions de M. Jérôme Coignard», 1893, рус. пер. 1905). Автор романа «Красная лилия» («Le lys rouge», 1894, рус. пер. 1901), сб-ка увлекательных новел «Перламутровый ларец» («L’étui de nacre», 1892), отмеченных изяществом стиля, гуманистич. пафосом. В 1896 Ф. поддержал начинающего М. Пруста, написав предисловие к его кн. «Утехи и дни» (1896). Стал единственным членом Франц. академии, подписавшим манифест Э. Золя «Я обвиняю» (1898) во время Дрейфуса дела. Участвовал в создании в 1898 франц. Лиги за права человека (в 1904 вошёл в её Центр. к-т); в это же время сблизился с Ж. Жоресом.
Позднее творчество Ф. в духе реализма. Критика обществ. уклада, сатира на актуальную политич. ситуацию отличают во многом автобиографич. романы, составившие тетралогию «Современная история» («L’histoire contemporaine», 1897–1901, рус. пер. 1905–10). В пародийно-гротескном романе «Остров пингвинов» («L’île des pingouins», 1908, рус. пер. 1908) Ф. выступил с обличением офиц. истории Франции. Размышлениями о бесперспективности всякой революции пронизан историч. роман «Боги жаждут» («Les Dieux ont soif», 1912, рус. пер. 1917, экранизация 1926), повествующий о художнике, ставшем палачом. В 1913 Ф. посетил Россию; сочувствовал Октябрьской революции 1917, однако, будучи близок к социалистич. партии Франции, не солидаризировался с коммунистами. В последнее десятилетие жизни созданы сб. критич. статей «Латинский гений» («Le génie latin», 1913), автобиографич. книги «Маленький Пьер» («Le petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La vie en fleur», 1922). Среди др. сочинений: сб. афоризмов «Сад Эпикура» («Le jardin d’Épicure», 1894; полный рус. пер. 1958), историч. труд «Жизнь Жанны д’Арк» («La vie de Jeanne d’Arc», vol. 1–2, 1908), публицистика.
Нобелевская пр. (1921).