фото: russianplanes.net
Четырехмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 для авиалиний средней протяженности, 22 декабря 1976 года впервые поднялся в воздух. Созданный в конструкторском бюро Ильюшина, он стал первым и самым массовым советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом.
Ил-86 производился серийно в 1980-1997 годах на авиационном заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолетов. Потребность в таком лайнере возникла в СССР в 1967 году, когда «Аэрофлот» выработал требования к самолету на 250-350 мест. Постановление Совета Министров СССР о разработке такого самолета было принято 13 октября 1967 года.
В ОКБ Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта самолета Ил-62-250. Однако данный проект развития не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить число кресел в ряду, но, стремясь сохранить достигнутый на Ил-62 уровень комфорта, в ОКБ проработали двухпалубный вариант, а также однопалубный вариант с фюзеляжем, имевшим овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Но и эти предложения тоже были отклонены.
В это время мировое гражданское авиастроение создавало и осваивало производство широкофюзеляжных пассажирских лайнеров. Яркими примерами таковых были: американские Boeing 747, McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar и европейский Airbus A300.
Первый полет опытного самолета Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года экипаж Эдуарда Кузнецова. В июне 1977 года самолет был показан на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего приступили к сертификационным испытаниям.
Заявка на получение сертификата летной годности была принята 15 мая 1974 года, а сам сертификат получен 24 декабря 1980 года, после соответствующих испытаний самолета. Самолет Ил-86 26 декабря 1980 года выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Ташкент. В 1981 году на Ил-86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полете по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн.
Ил-86 выпускался серийно с 1979 по 1997 годы на авиационном заводе в Воронеже. Всего было построено 106 самолетов всех модификаций. Три самолета были поставлены на экспорт в Китай. Четыре самолета построены в варианте воздушного командного пункта Ил-80 для управления вооруженными силами на случай ядерного конфликта.