https://sun9-36.userapi.com/impg/U_lK0K063HcFLxS3VIukYP3j3BugJzPMzNvOxg/3VWEmmAhfas.jpg?size=1000x1000&quality=96&sign=57a388e9e44b4ff8a5814ac90aede314&type=album
фото: ihospital.ru

ПУЧЧИНИ (Puccini) Джакомо (22.12.1858, Лукка – 29.11.1924, Брюссель), итал. композитор. Из семьи потомственных музыкантов.

C 1874 учился в Муз. ин-те им. Дж. Пачини в Лукке у К. Анджелони (орган, фп.), в 1880–83 в Миланской конс. у А. Баццини (муз.-теоретич. дисциплины) и А. Понкьелли (композиция). Его первый опыт в муз. театре – опера «Виллисы» (либр. Ф. Фонтаны на сюжет, использованный ранее А. Аданом для балета «Жизель»; 1884, Милан; 2-я ред. 1884, Турин) – имел успех, но не удержался в репертуаре. Провал романтич. оперы «Эдгар» (1889, «Ла Скала», Милан) вызвал перемену эстетич. установок П. Влияние итал. веризма сказалось в опере «Манон Леско» (либр. Д. Оливы и Л. Иллики по роману А. Ф. Прево; 1893, Турин). От оперы Ж. Массне на тот же сюжет её отличает реалистич. жизненность в духе Ж. Бизе и Дж. Верди.

В полной мере стиль П. раскрылся в «Богеме» (по кн. «Сцены из жизни богемы» А. Мюрже, 1896, «Театро Реджо», Турин), возможно, лучшей из его опер (открывает «триаду» на либр. Л. Иллики и Дж. Джакозы). В центре сюжета, разворачивающегося в парижской мансарде и живо передающего атмосферу Латинского квартала 1830-х гг., – история любви, обрисованная завершёнными вокальными номерами (рассказ Мими, ария Рудольфа, дуэт Мими и Рудольфа в конце 1-го акта). По ходу действия возникают небольшие ариозо с преобладанием декламации, иногда «распетой» танцевальности (вальс Мюзетты). В оркестровой ткани существенна роль лейтмотивов, использованы новые для итал. оперы тонкие гармонич. краски (в частности, параллелизм квинт во вступлении к 3-му акту). Премьера, осуществлённая А. Тосканини, вызвала горячие споры из-за мнимой «неоперности» сюжета (хотя одновременно с П. над ним работал Р. Леонкавалло), тогда как успех лавинообразно рос (поныне «Богема» – одна из самых исполняемых опер мирового репертуара).

Шагом в направлении оперного модернизма стала «Тоска» (по драме В. Сарду «Флория Тоска», 1900, «Театро Костанци», Рим). Актуализировав сюжет из прошлого Италии и тираноборческую тематику, П. создал высокую драму подлинно вердиевской мощи. Горячая экспрессия музыки предопределила пути развития оперы 20 в., особенно в теноровой партии Каварадосси (симптоматично, что галерея оперных «узников» пополнилась жертвой пыток); муз. драматургию отличает развитая техника лейтмотивов (напр., трезвучия темы-эпиграфа, характеризующие злодея Скарпиа). Дальнейшее усложнение гармонии в «Тоске» переросло в импрессионистскую звукопись оперы («японской трагедии») «Мадам Баттерфляй» (по драме Д. Беласко «Гейша»; 1904, «Ла Скала»; версия в 3 актах – 1906, Париж; в СССР шла под назв. «Чио-Чио-сан»), ярком образце ориентализма. Вост. экзотика передана подлинными япон. мелодиями, пентатоникой, нарядными тембрами (группа ударных инструментов расширена за счёт япон. металлич. идиофонов, колокольчиков и колоколов). Линия «Тоски» с её конфликтностью ситуаций, борьбой сильных и властных характеров своеобразно преломлена в авантюрном сюжете оперы «Девушка с Запада» (либр. Г. Чивинини и К. Дзангарини по драме Беласко «Девушка с Золотого Запада», 1910, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк), имеющей счастливую развязку. В жанровых эпизодах заметны интонации и ритмы амер. бытовой музыки (в т. ч. элементы регтайма), с которой П. познакомился во время поездки в США в 1905.

Первая мировая война усугубила переживавшийся П. творч. кризис, отчасти вызванный выступлениями критика Ф. Торрефранки против П. и оперного жанра в целом. Итогом исканий этих лет стали комич. опера «Ласточка» (либр. Дж. Адами, 1917, Монте-Карло) и триптих одноактных опер: «Плащ» (либр. Адами по новелле Д. Гольда), «Сестра Анжелика» (либр. Дж. Форцано), «Джанни Скикки» (либр. Форцано по 30-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте; все 1918, «Метрополитен-опера»). Живость и лёгкость драматургич. развития сближают «Джанни Скикки» с лучшими образцами оперы-буффа.

В последней опере «Турандот» (либр. Дж. Адами и Р. Симони по фьябе К. Гоцци в переработке Ф. Шиллера, 1924, не окончена; заключит. сцены написаны Ф. Альфано по эскизам П., 1926, «Ла Скала») композитор отказался от условной сказочности лит. первоисточника, наделил героев сильными страстями, сплавил героику, трагедийность и лиризм. Дань ориентализму – разнообразные колористич. эффекты, передающие кит. экзотику, в т. ч. необычные для европ. музыки архаические лады; в драматически-экспрессивных сценах смело применена совр. гармония (вплоть до политональных наложений).

Подобно веристам, П. стремился к правдивому воплощению житейских коллизий. В основе всех опер П. – рельефная, запоминающаяся мелодия, в которой претворены традиции итал. вокальной школы и разнообразие бытовой музыки его времени. Развивая худож. завоевания позднего творчества Верди (особенно «Отелло»), П. создал особый, гибкий и своеобразный речитативно-ариозный стиль, ставший одним из гл. компонентов европ. оперы 20 в.