фото: 1tv.ru
Зо́я Бори́совна Богусла́вская (род. 16 апреля 1924, Москва, СССР) — советская и российская писательница, прозаик и эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Автор ряда культурных проектов в России и за рубежом. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2019), почётный член РАХ.
Биография
Родилась в семье Бориса Львовича Богуславского и Эммы Иосифовны Богуславской. Отец был известным учёным в области кибернетики и машиностроения, автором ряда научных работ, монографий и учебных пособий («Токарные автоматы: основы расчёта, проектирования и эксплуатации», М. : Машгиз, 1958; «Токарные полуавтоматы и автоматизированные линии», М.: Профтехиздат, 1961; «Автоматы и комплексная автоматизация», М.: Машиностроение, 1964; «Справочник металлиста» в 5 томах, 1976—1978).
Выбор профессии определило детское увлечение театром, литературой. Ещё в школе юная Зоя начала писать тексты для драмкружков и литературных вечеров.
В 1948 году Зоя Богуславская окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС), театроведческий факультет, а затем аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. После защиты диссертации работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям. Начав свой творческий путь как театральный и кинокритик, впоследствии З.Богуславская получила широкую известность как писатель новой волны.
В конце 1960-х годов ей принесли известность статьи о театре и кино, были опубликованы монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютирует в литературе с повестью «И завтра», опубликованной в журнале «Знамя», которая сразу же была переведена во Франции. В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность». Большим читательским интересом пользовались её книги «700 новыми», «Защита», «Наваждение», «Близкие». Перу писательницы принадлежат также две театрализованные «повести в диалогах» — «Контакт» (театр имени Евг. Вахтангова) и «Обещание» (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещён). Прогрессивная критика причислила её к писателям, близким к трифоновской школе прозы, открывающим новые стороны жизни современного человека, — консервативная критика обвиняла в аполитичности, увлечении психологическими глубинами человека.
В 1998 году издается 2-томник Зои Богуславской «Зазеркалье», куда входят основные её произведения. Книга выпущена издательством «Культура» и включает 52 фотографии из личного архива, с портретом и обложкой кисти известного художника Рустама Хамдамова, оформлением А. Коноплева. Творчество З. Б. Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг её книг развертывались дискуссии, многие из них в своё время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались, переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира; к примеру, во Франции были переведены четыре повести.
Широко известен цикл эссе Зои Богуславской «Невымышленные рассказы» о встречах с самыми разными выдающимися деятелями российской, европейской и американской культуры Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Верой Пановой, Леонидом Леоновым, Михаилом Рощиным, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым, Натали Саррот, Лайзой Минелли, Брижит Бардо и др.
По мнению критиков, повести «Близкие», «Окнами на юг» можно считать первыми художественными произведениями об истинно новых русских; эссе «Время Любимова и Высоцкий», «Лайза и Барышников, Миша и Минелли», вызвавшие широкий отклик критики. Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга «Американки» и в переиздании «Американки плюс», ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года. По сюжетам книги программой «Браво» в США была снята серия телефильмов.
Личная жизнь
Зоя Богуславская была замужем три раза.
- Первый раз она вышла замуж в 19 лет за Георгия Новицкого, актёра Ленинградского театра, впоследствии, он стал актёром Театра имени Моссовета.
- Второй муж — доктор технических наук, профессор Борис Каган, конструктор в области автоматики и вычислительной техники и лауреат Сталинской премии.
- Во втором браке у Зои Богуславской родился сын Леонид Богуславский, известный российский инвестор и совладелец компаний Яндекс и Озон.ру.
- В 1964 году Зоя Богуславская третий раз вышла замуж, став женой Андрея Вознесенского. Их брак продлился 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года. В память о нём Зоя Богуславская и её сын Леонид учредили премию «Парабола» (одноимённую с одним из первых сборников стихов поэта, опубликованным в 1960 году).
Общественная деятельность
В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писательниц в России, затем Международной ассоциации женщин-писательниц в Париже. Она также является членом Исполкома Русского Пен-центра, членом редколлегий ряда журналов. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции, Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашённым писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
В 1991 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России Независимая премия «Триумф» во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры Ю. Башмет, В. Васильев, Э. Климов, А. Битов, В. Абдрашитов, Е. Максимова, А. Вознесенский, О. Табаков, В. Спиваков и другие, и одноимённый Фонд, генеральным директором которого она стала. В 2010 году впервые прошло вручение молодёжной премии «Триумф» и учрежденная с фондом «Триумф-Новый Век» научная премия, которая вручается российским учёным, занимающимся фундаментальными и теоретическими исследованиями за «весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки».
Зоя Богуславская является автором многих других культурных акций, прежде всего связанных с «триумфовцами» — ежегодные фестивали искусств «Рождественская карусель» в Москве, Тольятти, Париже, а также инициатором других художественных событий: авторских вечеров, театральных и кинопремьер, концертов.
В 2000 году по проекту З. Б. Богуславской, на этот раз книжному, совместно с издательством «Эксмо» начинается публикация «Золотой коллекции „Триумфа“», в которую представляют авторские книги лауреаты и члены жюри премии «Триумф»: О. Табаков, М. Жванецкий, А. Битов, А. Демидова, А. Вознесенский, Б. Гребенщиков, Н. Ананиашвили, Ю. Давыдов, З. Богуславская и других.
В 2001 году подписала письмо в поддержку телеканала НТВ.
Сочинения
Критика
- «Леонид Леонов». М., 1960
- «Вера Панова: Очерк творчества». М., 1963
Проза
- …и завтра: Повесть. М., 1967
- Транзитом: Повести и рассказы. М., 1972
- Защита: Рассказы, повесть, роман. М., 1979
- Повести., 1979
- Посредники: Повести. Роман. М., 1981
- Близкие: Букинистическое издание, 1988
- Гонки; Транзитом; Защита:1988
- Американки:1991
- Американки плюс:1993
- Зазеркалье: Сочинения в двух томах, 1997
- Повесть Веруня и джентльмены: М., 2009, журнал Юность
- Вымышленное. Том 1: в сборник вошли повести и рассказы «Защита», «Наваждение», «Окнами на юг», «Семьсот новыми» и др., 2009
- Невымышленное. Том 2: в сборник вошла художественная публицистика и эссеистика Зои Богуславской, а также литературные портреты писателей и деятелей культуры — Юрия Любимова, Василия Аксенова, Аллы Демидовой, Аркадия Райкина, Олега Табакова и др., 2009
- Предсказание: в книгу вошли лучшие повести и рассказы, а также воспоминания и интервью, оставшиеся от встреч с Владимиром Высоцким, Брижит Бардо, Михаилом Барышниковым, Вольфом Мессингом, Вангой, Нэнси Рейган, Марком Шагалом, Олегом Меньшиковым, Михаилом Жванецким и многими другими, 2009
- Рассказ Ошибка: М., 2010, журнал Юность
Драматургия
- Контакт: Психологическая хроника. М., 1979
Награды
Заслуженный работник культуры Российской Федерации (16 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.