https://sun9-60.userapi.com/impg/jSYGw45gvB5kW_c1xud9uMN9hAE148J0K_FWVw/L68eYrXN-Rw.jpg?size=1280x1010&quality=96&sign=1779d62b36aadbaa368c9263c9c98099&type=album
фото: diplomatru.ru

МАКРОН ЭММАНЮЭЛЬ, Эмманюэль Жан Мишель Фредерик Макрон (Emmanuel Jean Michel Frédéric Macron) (р. 21.12.1977, Амьен, департамент Сомма, регион Пикардия, ныне О-де-Франс), французский государственный и политический деятель, президент Французской Республики с 2017 г.

Выходец из семьи, принадлежащей к верхушке среднего класса. В детстве обучался игре на фортепиано в консерватории Амьена и даже получил премию на конкурсе пианистов. По завершении учёбы в престижном парижском лицее Генриха IV продолжил образование в Институте политических исследований (1998–2001) и в университете Париж-Х (Париж-Нантер) (окончил в 2001), где изучал историю философии. В студенческие годы работал в качестве ассистента у известного философа П. Рикёра (1999–2001). Высшее образование завершил в 2004 г. в элитарной Национальной школе администрации в Страсбуре, выйдя из которой получил место инспектора в Генеральной инспекции финансов, считающееся стартовой площадкой для многих представителей правящей элиты Пятой республики.

В 2007 г. по линии «Германского фонда Маршалла Соединённых Штатов» стажировался в США, откуда вернулся убеждённым адептом американской экономической школы. Принимал активное участие в работе созданной по инициативе президента Н. Саркози комиссии, изучавшей возможности обеспечения роста французской экономики, что обеспечило Макрону нужные связи в высших экономических кругах. В 2008 г., состоя в резерве Генеральной инспекции финансов, Макрон принял предложение занять руководящий пост в Rothschild & Cie Banque, где в скором времени заслужил репутацию блестящего инвестиционного банкира, его называли «Моцартом финансов». Провёл ряд успешных операций, принёсших банку многомиллиардные прибыли. В это время и сам Макрон стал миллионером. Согласно налоговой декларации, его доходы за период между 2009 и 2012 гг. составили 2,8 млн евро.

По политическим взглядам Макрон тяготел к социалистам. В 2006 г. он вступил во Французскую социалистическую партию (СП), но в 2009 г. выбыл из неё, после того как однопартийцы отказались выдвинуть его кандидатуру на выборы в Национальное собрание.

На президентских выборах 2012 г. Макрон активно действовал в поддержку Ф. Олланда, будучи одним из его экономических консультантов. Победив на выборах, Олланд назначил Макрона заместителем руководителя президентской администрации по вопросам экономики и финансов. В Елисейском дворце Макрон проработал более двух лет. В июле 2014 г. добровольно вышел в отставку, не разделяя популистской направленности социально-экономической политики президента-социалиста. Сам Макрон всё больше склонялся к социал-либеральной модели реформирования французского общества, предполагавшей определённую, чётко обозначенную социальную ответственность государства в условиях современной рыночной экономики. Политические взгляды Макрона ставили его в промежуточное положение между социал-демократами и либералами (неолибералами).

После ухода из Елисейского дворца Макрон намеревался переехать в США и изучать проблемы цифровой экономики, однако в августе 2014 г. получил предложение занять пост министра экономики, промышленности и цифровых технологий в правительстве М. Вальса. Его энергичная работа на этом посту продолжалась два года, но несогласие с политическим курсом социалистов во главе с президентом Олландом побудило Макрона в августе 2016 г. уйти в отставку. В это время у него окончательно созрело намерение выставить свою кандидатуру на предстоявших в 2017 г. президентских выборах. К этому решению его подтолкнула убеждённость в том, что биполярная система Пятой республики с попеременным чередованием у власти правоцентристов и социалистов себя исчерпала и не отвечает новым вызовам, вставшим перед Францией, которая нуждается в неотложной модернизации.

Осуществить переформатирование всей системы Пятой республики, по мнению Макрона, способна только новая политическая сила, созданием которой он занялся ещё в апреле 2016 г., когда созвал в Амьене учредительный съезд социал-либеральной партии «Вперёд!», впоследствии – «Вперёд, Республика!». Выступая на съезде, Макрон провозгласил, что его партия будет одновременно и левой, и правой. Столь парадоксальная самоидентификация неожиданно привлекла к партии и её молодому лидеру многих разочаровавшихся из рядов социалистов, правых («Республиканцев») и традиционных центристов, включая действующих депутатов парламента. Идейной платформой новой партии, объявившей о намерении выдвинуть своего лидера кандидатом на предстоявших выборах главы государства, стала опубликованная к съезду книга Макрона «Революция», в которой излагалась программа структурной социально-экономической модернизации Франции. К началу избирательной кампании 2017 г. Макрон выглядел одним из аутсайдеров на фоне считавшихся фаворитами Ф. Фийона, Б. Амона и М. Ле Пен. Однако масштабное разочарование французов в ведущих традиционных партиях и их кандидатах, а также нежелание видеть во главе Франции маргиналов (М. Ле Пен или Ж. Л. Меланшона) обеспечили Макрону неожиданный успех (24%) в первом туре голосования и убедительную победу (66,10%) во втором.

14 мая 2017 г. 39-летний Макрон стал 8-м президентом Пятой республики. Успех Макрона был закреплён на состоявшихся в июне того же года парламентских выборах, по результатам которых созданная им партия «Вперёд, Республика!» обеспечила себе 308 мест (из 577) в Национальном собрании. Вместе с союзниками-центристами президентская партия получила в нижней палате абсолютное большинство, что позволило президенту Макрону и его правительству во главе с Э. Филиппом осенью 2017 г. приступить к реализации намеченных глубоких преобразований в стране. Вскоре выяснилось, что многие французы не готовы пожертвовать завоёванными поколениями социальными благами ради структурной модернизации, предложенной главой государства. Уже первые решения президента и правительства в социально-экономической сфере (реформа Трудового кодекса, пенсионная реформа и др.), непосредственно затронувшие жизненные интересы рядовых французов, вызвали массовые уличные протесты. Тем не менее, президент Макрон демонстрирует решимость продолжать задуманные реформы.

Во внешней политике в основном придерживается преемственности по отношению к курсу своих предшественников в Елисейском дворце – Н. Саркози и Ф. Олланда. Центральное место Макрон отводит взаимоотношениям с Европейским союзом, заявлял о необходимости углубления интеграции и реформ в ЕС, укрепления европейской солидарности. Наряду с европейским, приоритетным направлением для него остаётся атлантическое сотрудничество в рамках НАТО. Большое внимание Макрон уделяет расширению и укреплению французского влияния на Ближнем Востоке и в Африке, а также развитию экономических связей с Индией и Китаем. Повышенное внимание он отводит урегулированию конфликтов в Ливии, Сирии, Украине. Несмотря на противодействие США, продолжает поддерживать Совместный всеобъемлющий план действий – политическое соглашение между Ираном и группой государств (РФ, Франция, Китай, США, Великобритания, ФРГ) относительно ядерной программы Ирана. Подтвердил необходимость продолжать бороться с незаконными вооружёнными группировками в регионе Сахеля, в августе 2018 г. объявил об увеличении экономической помощи африканским государствам. Выступает за конструктивный диалог с РФ по различным вопросам международных отношений. В то же время в рамках евро-атлантической солидарности поддерживает политику санкций, введённых в 2014 г. в отношении России, хотя и критически высказывается по поводу их эффективности. В целом же в основе внешнеполитического курса Макрона лежит прагматизм.

Во время распространения новой коронавирусной инфекции Макрон объявил о введении ограничительных мер; с конца февраля 2020 г. были запрещены массовые мероприятия, закрыты образовательные учреждения, рестораны, кафе, библиотеки; приостановлены все реформы, находящиеся на разных стадиях рассмотрения в парламенте; с 17 марта 2020 г. действовал режим самоизоляции, введены ограничения на передвижение внутри Франции, закрыты магазины, не торгующие предметами первой необходимости. 11 мая 2020 г. началось постепенное снятие ограничений. Президент заявил о введении исключительных мер по отсрочке налоговых и социальных платежей, поддержке или отсрочке сроков погашения банковских долгов, государственных гарантиях до 300 млрд евро на все банковские кредиты и пр. В начале сентября 2020 г. премьер Ж. Кастекс представил правительству план на 100 млрд евро по перезапуску экономики страны после пандемии. 17 октября 2020 г. из-за резко возросшей угрозы распространения COVID-19 президент Макрон на четыре недели ввёл в Париже, Марселе и ряде других крупных городов Франции комендантский час, запрещающий работу ресторанов, кафе, баров, ночных клубов и магазинов, кроме торгующих товарами первой необходимости, а также передвижение граждан между 21 часом вечера и 6 часами утра.