фото: artchive.ru
БОРИ́СОВ-МУСА́ТОВ Виктор Эльпидифорович [2(14).4.1870, Саратов – 26.10(8.11).1905, Таруса], рос. живописец и график. Учился в МУЖВЗ (1890–91 и 1893–95), петерб. АХ (1891–93) у П. П. Чистякова, также в мастерской Ф. Кормона (1895–98) в Париже. Чл. Союза русских художников (с 1904). С 1898 жил преим. в Саратове, с 1903 – в Подольске и Тарусе. Б.-М., испытавший влияние П. Пюви де Шаванна, П. Гогена и художников группы «Наби», соединил его с тенденциями импрессионистич. «пейзажа настроения». Уже ранние пленэрные композиции художника проникнуты ощущением волнующей тайны («Окно», 1886, «Майские цветы», 1894, обе – в ГТГ). В 1895 путешествовал по Крыму и Кавказу, исполнил много этюдов. В нач. 1900-х гг. выработал своеобразную живописную манеру, основанную на изысканно-приглушённой гармонии колорита, музыкальности ритмич. организации композиции, элегичности настроения. Стиль Б.-М. сочетал глубоко индивидуальное переосмысление принципов пленэрной живописи с декоративностью общего решения картины, приближавшейся к типу живописного панно. В своих словно подёрнутых дымкой нереальности, «сновиденческих» произведениях Б.-М. стремился выразить романтич. мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой («Весна», 1898–1901, ГРМ; «Гобелен», 1901, и «Изумрудное ожерелье», 1903–04, оба – в ГТГ). Последняя работа Б.-М. – незавершённая акварель «Реквием» (1905, ГТГ) – одно из лучших созданий рус. живописного символизма, крупнейшим представителем которого был Б.-М. Создавал также «чистые», безлюдные пейзажи («Осенняя песнь», 1905, ГТГ) и эскизы монументально-декоративных панно (символистский цикл «Времена года» для моск. особняка Дерожинской, акварель, 1904–05, ГТГ и ГРМ). Его рисунки и виньетки украсили в 1905 страницы ж. «Весы». Б.-М. оказал значительное влияние на творчество художников объединения «Голубая роза».