https://sun9-72.userapi.com/impg/gdXx-w0H65EUe5e-TLqKz45nIlOSIyOWfDmHSw/yENC-v-ADLA.jpg?size=942x1024&quality=96&sign=6c5a62818a3ea3af9dbbbca917bb2b7a&type=album
фото: melody.su

ЩЕДРИН Родион Константинович (р. 16.12.1932, Москва), рос. композитор, пианист, засл. деят. искусств РСФСР (1970), нар. арт. СССР (1981); чл.-корр. Баварской академии изящных искусств (1976), Академии изящных искусств ГДР (1983). Сын муз. теоретика и композитора К. М. Щедрина (1894–1955).

В 1950 окончил Моск. хоровое уч-ще, в 1955 – Моск. консерваторию как композитор (класс Ю. А. Шапорина) и пианист (класс Я. В. Флиера), в 1959 – аспирантуру (руководитель – Шапорин). Известность Щ. принесли 1-й фп. концерт (1954), сольную партию в котором он исполнял сам (пр. Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве, 1955), балет «Конёк-Горбунок» (1960, моск. Большой театр), опера «Не только любовь» (1961, там же), «концерт для поэта» в сопровождении женского голоса, хора и симфонич. оркестра «Поэтория» (на слова А. А. Вознесенского, 1968); офиц. признание получил в связи с созданием оратории «Ленин в сердце народном» (Гос. пр. СССР, 1972). В 1965–69 преподавал композицию в Моск. конс. С 1962 секретарь, в 1973–90 пред. СК РСФСР.

В ранних сочинениях обнаружилась оригинальность дарования композитора, сохраняют популярность его фп. пьесы «Юмореска» (1957), «Подражание Альбенису» (1959), «Бассо остинато» (1961), «Три сольфеджио» для голоса с фп. (1965), фп. цикл «Полифоническая тетрадь» (1972) и др. Во многих сочинениях изобретательно использована рус. муз. стилистика: в концертах для оркестра «Озорные частушки» (1963) и «Звоны» (1968), опере «Мёртвые души» [либр. автора по Н. В. Гоголю, моск. Большой театр, 1977; Ленинская пр. (1984) за оперу, хоровую поэму «Казнь Пугачёва», 1981, и «Торжественную увертюру» для симфонич. оркестра, 1982]. Позднее Щ. обращался к знаменному распеву – в концерте для хора «Запечатленный ангел» (по Н. С. Лескову, 1988; Гос. пр. РФ, 1992), «Стихире на 1000-летие Крещения Руси» для оркестра (1987, на основе стихиры, автором которой считается Иван IV Васильевич). Экспериментировал в области авангардных техник композиции (додекафония, сонористика, алеаторика). В балете «Кармен-сюита» проявилось мастерство Щ. в области инструментовки: музыка балета представляет собой транскрипцию (для струнных и ударных инструментов) фрагментов оперы «Кармен» Ж. Бизе; балет впервые поставлен в 1967 в Большом театре балетм. А. Алонсо специально для М. М. Плисецкой (с 1958 жена Щ.). Это самый востребованный балет Щ. на отеч. и мировой сцене, музыка часто исполняется отдельно в концертах. Для Плисецкой написаны также балеты «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985; все пост. в Большом театре). В 1988 в Токио поставлен (на япон. яз.) мюзикл Щ. «Нина и 12 месяцев» (либр. Щ. по С. Я. Маршаку).

В 1991 получил гражданство Литвы. Живёт преим. в Германии (Бавария). Щ. создал ряд опер на собств. либр.: «Лолита» (по В. В. Набокову; Стокгольм, 1994), «Очарованный странник» (Нью-Йорк, 2002), «Левша» (С.-Петербург, 2013; обе – по Н. С. Лескову) и «Рождественская сказка» (по сказке Б. Немцовой в пер. Лескова; там же, 2015), «Боярыня Морозова» (по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой»; Москва, 2006).

Награждён орденом Ленина (1982), орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2007).