фото: m.chitai-gorod.ru
ФОНВИ́ЗИН Денис Иванович [3(14).4.1743 или 1745, Москва – 1(12).12.1792, С.-Петербург], рус. писатель, драматург, переводчик; чл. Рос. академии (1783). Из дворянского рода нем. происхождения (фамилия до сер. 19 в. писалась фон Визин). В 1755–60 учился в гимназии Моск. ун-та, в 1761–62 – на филос. ф-те того же ун-та, тогда же начал лит. деятельность: перевёл «Басни нравоучительные» Л. Хольберга (1761; 2-е изд., 1765), трагедию Вольтера «Альзира, или Американцы» (1761 или 1762, опубл. в 1888) и др.; несколько мелких переводов Ф. появились в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761–62) и «Собрание лучших сочинений» (1762).
Во 2-й пол. 1762 поступил на службу в Коллегию иностр. дел, с дипломатич. поручением выезжал в Германию. Летом 1763 переехал в С.-Петербург, стал секретарём кабинет-министра И. П. Елагина, вошёл в его литературно-театральный кружок, где, соперничая с В. И. Лукиным, занялся переделкой иностр. пьес («склонением» их «на наши нравы»): стихотв. комедия «Корион» (пост. в 1764, опубл. в 1835) на основе пьесы Ж. Б. Л. Грессе «Сидней». В 1769 в приложении к одному из переводов опубликовал ставшую очень популярной стихотв. сатиру «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Из переводов Ф. наибольший успех имел перевод поэмы в прозе П. Ж. Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769). В окт. 1768 – апр. 1769, находясь в отпуске в Москве, написал комедию «Бригадир» (пост. в 1772, опубл. в 1786), явившуюся первой рус. оригинальной «комедией нравов». Поведение и манера речи персонажей представлены как обусловленные их жизненным опытом и обществ. положением, и, хотя всё действие комедии заключается в комич. любовных объяснениях с последующим разоблачением неверных мужей, в результате складывается социально и исторически определённая картина нравов. В особенности Ф. высмеивает галломанство молодых дворян, чьё презрение к России и претензия на превосходство над старшим поколением, основанные на мнимой приобщённости к европ. культуре, – оборотная сторона домашнего «скотства».
Летом 1769 Ф. с успехом читал «Бригадира» в домах знатных вельмож и перед имп. Екатериной II, заслужив её одобрение. Тогда же обратил на себя внимание канцлера Н. И. Панина, к которому в дек. 1769 перешёл на службу. По мнению некоторых исследователей, в 1772 Ф. сотрудничал в журнале Н. И. Новикова «Живописец» (Ф. приписываются «Письма к Фалалею» и др.). В 1777–78 совершил путешествие во Францию, где написал цикл писем, адресованных П. И. Панину (брату канцлера), в которых сатирически изобразил нравы и обществ. жизнь предреволюц. Франции (опубл. в 1830). В 1781 назначен членом Публичной экспедиции для почтовых дел. В марте 1782 вслед за попавшим в опалу Н. И. Паниным вышел в отставку (получив чин стат. сов.). «По мыслям» и под рук. Н. И. Панина написал предисловие к его предназначавшемуся для наследника престола конституционному проекту, известное под загл. «Рассуждение о непременных государственных законах» (в нач. 19 в. оно распространилось в списках, декабристы использовали его в агитац. целях; опубл. в 1861 А. И. Герценом в Лондоне по одному из списков, в России по автографу – в 1907). Ф. – автор апологетич. биографического очерка «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина» (опубл. в пер. на франц. яз. в 1784, на рус. яз. – в 1786).
В 1-й пол. 1782 завершил своё главное произведение – комедию «Недоросль», работу над которой начал не позднее 1779 [существует рукопись незавершённой пьесы с тем же названием, т. н. ранний «Недоросль», приписывавшийся Ф. и датировавшийся сер. 1760-х гг. (опубл. в 1933); совр. исследователи полагают, что принадлежит он не Ф., а его неизвестному современнику, жившему в Твери, и сочинялся, возможно, уже после выхода комедии Ф.]. «Недоросль» впервые был поставлен в С.-Петербурге в театре К. Книппера 24.9.1782 в бенефис актёра И. А. Дмитревского и имел огромный успех (опубл. в 1783). В комедии, поднимающей проблему воспитания молодого дворянина, сатирич. картина нравов провинц. дворянства, неисправимого в своих пороках и невежестве, несмотря на все законодательные и просветительские усилия правительства, осложнена критикой столичных и придворных нравов. В ней чётко противопоставлены две группы персонажей – порочных и добродетельных; справедливость в пьесе вершит правительств. чиновник Правдин, однако рупором авторских идей является не он, а добровольно оставивший двор и отказавшийся от карьеры Стародум, т. е. человек, оппозиционно настроенный к существующей власти. Монологи Стародума, обличающего падение нравов рос. дворянства после Петра I, звучали политически остро и злободневно. Современники Ф. оценивали их высоко, но в позднейших постановках «Недоросля» эти монологи, как правило, сокращались.
В 1783 Ф. по приглашению Е. Р. Дашковой сотрудничал в ж. «Собеседник любителей российского слова»; его «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», адресованные Екатерине II, были опубликованы в журнале с её ответами (автором она поначалу считала И. И. Шувалова); от высочайшего обвинения в «свободоязычии» Ф. пришлось оправдываться в особой статье, позднее он испытывал затруднения с публикацией своих сочинений. В 1788 цензура не разрешила издание сатирич. журнала в форме переписки героев «Недоросля» и других вымышленных им лиц («Друг честных людей, или Стародум», опубл. в 1830); тогда же Ф. не смог издать уже объявленное для подписки «Полное собрание сочинений и переводов в пяти частях» (рукопись не сохр.). Поздние выступления Ф. в печати были в осн. анонимны: перевод с нем. яз. «Рассуждения о национальном любочестии» И. Г. Циммермана (1785), оригинальная повесть о философе, пострадавшем от Александра Македонского за правдивые речи («Каллисфен. Греческая повесть», 1786), стихотв. басня «Лисица-Кознодей» (1787, вольный пер. басни Х. Ф. Шубарта) и др.
В конце жизни у Ф. усилились религ. и покаянные настроения, выразившиеся в автобиографич. соч. «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791–92; опубл. с сокр. в 1798; полн. публ. – 1830), примером для которого, по словам Ф., ему послужила «Исповедь» Ж. Ж. Руссо. Из задуманных 4 книг, посвящённых «младенчеству», «юношеству», «совершенному возрасту» и «приближающейся старости», написаны первые две и частично третья (каждая открывается эпиграфами из Псалтири). За день до смерти Ф. привёз Г. Р. Державину свою последнюю пьесу – комедию в трёх действиях «Выбор гувернёра» («Гофмейстер») (между 1790 и 1792), посвящённую проблемам воспитания.