https://sun9-68.userapi.com/impg/58yZpmuTRqK3lNmao-yVe-DduoMdfXJ-CxBdgQ/RcuTdmiSjaM.jpg?size=1280x851&quality=96&sign=a87c55bf240861a8996fe718927a4279&type=album
фото: m.fotostrana.ru

СВИРИДОВ Георгий Васильевич [3(16).12.1915, Фатеж Курской губ. – 6.1.1998, Москва], рос. композитор, нар. арт. СССР (1970), Герой Соц. Труда (1975). Из семьи почтового служащего.

В 1936 в Ленинграде окончил Центр. муз. техникум (класс фп. И. А. Браудо, класс композиции М. А. Юдина). В 1941 окончил Ленингр. конс. как композитор (учился у П. Б. Рязанова, затем у Д. Д. Шостаковича). С 1956 жил в Москве. В 1968–73 1-й секретарь правления СК РСФСР.

Как композитор впервые приобрёл известность циклом романсов на стихи А. С. Пушкина (1935). В 1930–40-е гг. сочинял в разных жанрах [муз. комедии «Раскинулось море широко» (1943, Барнаул), «Огоньки» (1951, Киев), симфонич. и камерно-инструментальные сочинения, музыка для театра и кино]. С 1950-х гг. основой творчества С. стала сольная вокальная и хоровая музыка (а капелла и с инструментальным сопровождением) – жанры кантаты, оратории, хорового концерта и др. Среди наиболее известных сочинений – «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956), «Патетическая оратория» (стихи В. В. Маяковского, 1959), «Курские песни» (1964, нар. тексты и напевы из экспедиц. записей А. В. Рудневой), «Деревянная Русь» (стихи С. А. Есенина, 1966), «Пушкинский венок» (2-я ред., 1978), «Песнопения и молитвы» (на литургич. тексты; 3-я ред., 1997). Для голоса с фп. им написаны поэмы «Страна отцов» (стихи А. Исаакяна, 1950), «Отчалившая Русь» (стихи Есенина, 1977), вокальные циклы на стихи М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, Р. Бёрнса и др. Всенародную популярность приобрела музыка к фильмам «Время, вперёд!» (по роману В. П. Катаева, 1966; 1-я сюита из музыки к фильму – 1968, 2-я – 1977) и «Метель» (по повести Пушкина, 1978).

Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». С. позиционировал себя как рус. композитор; б. ч. хоровых и вокальных сочинений написана им на стихи рус. поэтов, в поздний период творчества С. обращался также к молитвословным церковнославянским текстам (композитор проявлял интерес к православию). Наиболее «русская» и узнаваемая черта его муз. стиля – гармония, в которой сочетаются особенности расширенной тональности (аккорды с дополнительными конструктивными элементами, преим. как средство колорита; см. Фонизм) и диатонической модальности. В целом муз. язык С. (особенности формы, гомофонный склад с чётко выраженной мелодией) оставался консервативным, он принципиально игнорировал композиц. техники авангардистов.

Ленинская пр. (1960), Гос. пр. СССР (1946, 1968, 1980), Гос. пр. РФ (1994). Награждён орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985).

Полн. собр. соч. под ред. А. С. Белоненко с 2001 издаётся Нац. свиридовским фондом (вышло 9 тт.).