https://sun9-12.userapi.com/impg/dVMGXESBv64kywWFnCj6-WvWPYmgzIlLrOfYhQ/hau4Fe13n58.jpg?size=776x1080&quality=96&sign=2508376b1c029c35ed2a9b5787ecea96&type=album
фото: polzam.ru

РА́ЙЗМАН Юлий Яковлевич [2(15).12.1903, Москва – 11.12.1994, там же], рос. режиссёр, нар. арт. Латв. ССР (1949), нар. арт. СССР (1964), Герой Соц. Труда (1973). В 1924, по окончании МГУ, лит. консультант на киностудии «Межрабпом-Русь», с 1925 ассистент режиссёра.

Режиссёрский дебют – «Круг» (1927, с А. О. Гавронским). Плакатно-экспрессионистич. краски фильмов «Каторга» (1928) и «Земля жаждет» (1930) сменили лирико-романтич. настроение и импрессионизм ф. «Лётчики» (1935). Начиная с ф. «Последняя ночь» (1937, Гос. пр. СССР, 1941) складывался режиссёрский почерк Р., стремившегося, вопреки канону социалистического реализма, показать подлинную сложность мира, где у каждого своя правда, и через частное бытие выйти к широким социальным обобщениям. Резко выделялась на фоне кинематографа кон. 1930-х гг. вольная версия романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» (1940). Редкий для своего времени образец психологич. мелодрамы без нравоучений и характерных штампов – «Машенька» (1942, Гос. пр. СССР, 1943). Новый тип женского характера выведен в ф. «Поезд идёт на Восток» (1948): неоднозначный образ героини чрезвычайно привлекателен. После вынужденно конъюнктурных произведений («Райнис», 1949, Гос. пр. СССР, 1950; «Кавалер Золотой Звезды», 1951, Гос. пр. СССР, 1952, Гран-при Мкф в Карлови-Вари) Р. поставил психологич. мелодраму «Урок жизни» (1955) и одну из легендарных лент эпохи – «Коммунист» (1958) – о драме честного идеалиста. Агрессивность заштампованного нар. сознания исследуется в ф. «А если это любовь?» (1962), бесперспективность сов. системы хозяйствования – в ф. «Твой современник» (1968, пр. Мкф в Карлови-Вари). После политич. притчи «Визит вежливости» (1973) Р. ставил психологич. мелодрамы («Странная женщина», 1978; «Частная жизнь», 1982, Гос. пр. СССР, 1983; «Время желаний», 1984, Гос. пр. РСФСР, 1986), констатировавшие кризис в обществе позднего «застоя». Среди др. фильмов: «Рассказ об Умаре Хапцоко» (1932), «Небо Москвы» (1944), документальные фильмы «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1945, Гос. пр. СССР, 1946), «Берлин» (1945, Гос. пр. СССР, 1946; пр. Мкф в Канне). Выступал также как сценарист. В 1952–60 преподавал во ВГИКе, проф. (1960). Награждён орденами Ленина (1967, 1973).