https://sun9-34.userapi.com/impg/3W-_ooLiR0Z7osIHmOj-bNvLJcyZSVfLJg1fLA/sdaWyHO20V4.jpg?size=550x503&quality=96&sign=310575deb07e72caff65ba0acae94420&type=album
фото: semyaivera.ru

ЩЕРБИНА Николай Фёдорович [2(14).12.1821, дер. Грузко-Еланчинская, близ Таганрога – 10(22).4.1869, С.-Петербург], рус. поэт. Родился в обедневшей дворянской семье; мать – гречанка по происхождению.

В 1829 семья переехала в Таганрог. Учился в Таганрогской мужской гимназии (не окончил). В 1839–49 жил в Харькове; в 1849 переехал в Одессу, в 1850 в Москву, в 1855 в С.-Петербург, служил чиновником. Дебютировал в печати в 1838. Успех принесли т. н. антологические стихотворения (на темы и в духе античной лит-ры), отмеченные чистотой стиля и музыкальностью стиха, в которых утверждался культ радости, красоты, рационалистически спокойного отношения к миру и природе: сб-ки «Греческие стихотворения» (1850) и «Новые греческие стихотворения» (1851), закрепившие за Щ. репутацию поэта «чистого искусства». Гражданств. мотивами проникнут цикл «Ямбы и элегии», вошедший в опубликованный в 1857 двухтомник стихотворений. Широкую популярность среди рос. моряков получил романс А. Л. Гурилёва «Раскинулось море широко…» – переделка стихотворения Щ. «После битвы» (1843). Впечатление от заграничного путешествия отразил последний лирич. цикл «Русские песни на чужбине» (1861). Писал также сатирич. стихи: циклы «Альбом ипохондрика. Собрание эпиграмм, ксений и ямбов всякого сатирического школьничества», объединивший произведения, созданные в 1841–61 (в т. ч. эпиграммы на Николая I и его сановников), и «Сатирическая летопись. Ямбы, ксении, эпиграммы», состоящий из написанного в 1861–1869 и направленный против радикально настроенных демократов. Автор сатирич. произведений в прозе: циклы «Сонник современной русской литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходимым дополнением к известному "Соннику Мартына Задеки"» (созд. в 1857) и «Доморощенные наброски русского ленивца и ипохондрика» (созд. в 1857–67). Составитель «Сборника лучших произведений русской поэзии» (1858).