https://sun9-22.userapi.com/impg/eW995HqFzInUTf_JjYY2NdGP0m6Hrs5YmOENOw/WoUrvkuy2kI.jpg?size=820x1080&quality=96&sign=be1103f1d7b660c606fb769949b40358&type=album
фото: mc.eduirk.ru

ГОЦЦИ (Gozzi) Карло (13.12.1720, Венеция – 4.4.1806, там же), итал. драматург. Брат Г. Гоцци.

Систематич. образования не получил. Лит. творчеством занимался с сер. 1730-х гг. С 1744 полностью посвятил себя лит-ре и театру. С 1750-х гг. вступил в длительную полемику с просветительским театром своего времени: сатирич. поэма «Улов влияний за 1756 високосный год» («La Tartana degli influssi per l’anno bisestile 1756», 1757) и др. Резко осуждая реформаторов итал. комедии (прежде всего К. Гольдони) за прямолинейный рационализм и приземлённость сюжетов, Г. обратился к традиции комедии дель арте и использовал её в десяти фьябах (итал. fiaba – сказка) – театрализов. волшебных сказках, продолжающих традицию барочной трагикомедии: «Любовь к трём апельсинам» («L’Amore delle tre melarance», 1761), «Ворон» («Il corvo», 1761) – обе пьесы основаны на сюжетах из «Пентамерона» Дж. Базиле; «Король-олень» («Il re cervo», 1762), «Турандот» («Turandot», 1762), «Женщина-змея» («La donna serpente», 1762), «Зобеида» («Zobeide», 1763), «Синее чудовище» («Il mostro turchino», 1764), «Счастливые нищие» («I Pitocchi fortunati», 1764), «Дзеим, царь джиннов…» («Zeim, re dei Genii…», 1765). Наиболее значительная из фьяб – «Зелёная птичка» («L’Augellino belverde», 1765), продолжающая в сюжетном плане «Любовь к трём апельсинам». Во фьябах элементы антипросветительской пародии сочетаются с яркими сценич. эффектами, чудесными превращениями и экзотич. приключениями, буффонадой в духе площадного театра; как и в нар. сказке, в борьбе добра со злом неизменно побеждают благородство чувств, любовь, ум, нравственная стойкость и справедливость. По духу фьябы соответствуют гуманным идеям Просвещения, с которым Г. яростно полемизировал. Приверженность жанровой традиции комедии масок сочеталась у Г. с трансформацией её эстетики: из большинства фьяб была изгнана свободная актёрская импровизация; высокий, несколько архаизированный поэтический стиль сочетался с шутливыми диалогами на венецианском диалекте.

Фьябы обеспечили Г. уверенную победу в соперничестве с К. Гольдони, но их популярность в Италии длилась недолго. В 19 в. немецкие (А. Шлегель, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман) и французские (Ж. де Сталь, Ш. Нодье) романтики, а в России – А. Н. Островский оценили их яркую театральность. В 20 в. к фьябам Г. обращались режиссёры В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, С. В. Образцов, композитор С. С. Прокофьев.

Кроме фьяб, Г. написал ещё 23 пьесы, в т. ч. трагикомедии в духе исп. «комедии плаща и шпаги»: «Женщина истинно любящая» («La Donna innamorata da vero», 1771; пьесу в 1870-х гг. начал переводить А. Н. Островский), «Принцесса-философ, или Противоядие» («La principessa filosofo ossia il contravveleno», 1772), «Любовное зелье» («Le droghe d’amore», 1776) и др. С распадом в 1782 труппы А. Сакки, много лет ставившей преим. пьесы Г., он перестал писать для сцены и трудился над изданием своих произведений. Среди др. сочинений: ироикомическая поэма «Причудница Марфиза» («La Marfisa bizzarra», 1761–68, опубл. в 1772), высмеивавшая нравы и вкусы дворянства; обширная автобиография «Бесполезные мемуары» («Memorie inutili», 1797), запечатлевшая быт и нравы Венеции кон. 18 в.