https://sun9-1.userapi.com/impg/_mnKjQDuKE9Wo_8dlHKb151Z9m5BoBMQ5K9djQ/bi0sM8F0Qbo.jpg?size=535x599&quality=96&sign=460b86b4e0585eb0bdf3cb7f61797e5a&type=album
фото: astra-nova.org

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (до 1825 Гарри) (13.12.1797, Дюссельдорф – 17.2.1856, Париж), нем. поэт, прозаик, критик, публицист. Родился в обеспеченной евр. семье.

Окончив лицей в Дюссельдорфе, с 1816 служил в Гамбурге у дяди-банкира. В 1819–23 учился в ун-тах Бонна, Гёттингена, Берлина, где встречался с А. В. Шлегелем, Г. В. Ф. Гегелем, Б. фон Арним, А. Шамиссо и др.; в 1825 стал д-ром права, принял протестантизм. Писал стихи с 1816, печатался с 1817. Известность принесла «Книга песен» («Buch der Lieder», 1827), куда вошли ранние, проникнутые свободолюбием, книги стихов и циклы. Борясь с романтич. штампами, Г. в то же время придал нем. романтич. поэзии новое звучание: обращаясь к разл. жанрам (сонеты, любовные песни, романсы, «сны», баллады), используя, вслед за представителями гейдельбергского романтизма, ритмику нар. песен, а также интонации разг. речи, он передал сложный внутр. мир своего современника. Кн. «Путевые картины» («Reisebilder», Bd 1–4, 1826–31), включающая стихи, автобиографич. заметки, антиклерикальную сатиру, построена на контрасте всего «банального» в нем. жизни и поэтич. идеала, связанного с образами природы. Не получив места профессора в Мюнхене, Г. в 1831 уехал в Париж, стал политич. эмигрантом. С 1835 сочинения Г. запрещены в Германии; с 1836 он получал денежное пособие от франц. правительства. Во Франции печатался на нем. и франц. языках, пропагандировал франц. и нем. культуру (статьи и очерки, вошедшие в кн. «Салон» – «Der Salon», Bd 1–4, 1833–40), встречался с В. Гюго, А. Дюма, П. Ж. Беранже, Ж. Санд, О. де Бальзаком, Ф. Шопеном, Г. Берлиозом, а также с К. Марксом (с 1843). В соч. «Романтическая школа» («Die Romantische Schule», 1836) Г. выступил с программой новой лит-ры, непосредственно включённой в обществ.-политич. жизнь. Под влиянием К. Сен-Симона, Ш. Фурье Г. выступал за материальное воплощение счастья, «эмансипацию плоти». В памфлете «Людвиг Бёрне» («Ludwig Börne», 1840) развивал универсально-историч. антитезу «эллинов» и «назареян» (идеалистов). Своё эллинство (апология свободы, чувственности, гражд. активности) поэт, страдая от разлуки с родиной, реализовал в кн. «Современные стихотворения» («Neue Gedichte», 1844), где призывал к всемирной революции, а также в сатирич. поэмах: «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь» («Atta Troll. Ein Sommernachtstraum», 1843, 1847), в форме животного эпоса представляющей «медвежий» лик нем. филистерства; «Германия. Зимняя сказка» («Deutschland. Ein Wintermärchen», 1844), критикующей пруссачество, религ. мораль, перерастание идеи нац. единства в национализм. Из-за прогрессивного паралича с 1848 был прикован к постели. Его поздняя, отмеченная самоиронией лирика, с темами разочарования в любви, потрясения трагич. неудачей Франц. революции 1848, а также поиском религ. утешения (образ Лазаря), собрана в книгах «Романсеро» («Romanzero», 1851), «Стихотворения 1853 и 1854 годов» («Gedichte 1853 und 1854», 1854). Г. – автор трагедий «Альманзор» («Almansor», 1823), «Вильям Ратклиф» («William Ratcliff», 1823), балетного либр. «Доктор Фауст» («Der Doktor Faustus. Ein Tanzpoem», 1851), книги политич. публицистики «Лютеция» («Lutezia», 1854), автобиографической [«Признания» («Geständniße», 1854)] и художественной [«Флорентийские ночи» («Florentinische Nächte», 1837) и др.] прозы; перевёл на нем. язык роман «Дон Кихот» М. де Сервантеса (1837–38).

Поэзия Г., сочетающая политич. мотивы с виртуозностью формы, песенностью, получила известность в Англии, США, России и др. странах. Среди рус. переводчиков Г. – М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев (лично знакомый с Г.), А. А. Фет, М. Л. Михайлов, А. А. Блок, Ю. Н. Тынянов и др.; его творчеством живо интересовались рус. критики-демократы, в т. ч. Д. И. Писарев (противопоставивший Гейне А. С. Пушкину). Мн. стихи Г. положены на музыку Ф. Шубертом, Р. Шуманом, Ф. Мендельсоном, Ф. Листом, П. И. Чайковским и др. композиторами.