фото: rouen.fr
ФЛОБЕР (Flaubert) Гюстав (12.12.1821, Руан – 8.5.1880, Круассе, близ Руана), франц. писатель. Родился в семье врача.
В 1840–43 учился на юридич. ф-те Парижского ун-та (не окончил из-за болезни). С 1844 уединённо жил в Круассе; в 1848–52 совершил путешествие по Сев. Африке и Востоку, посетил Константинополь, Иерусалим. Раннее творчество – в духе франц. «неистового» романтизма: повесть «Адская мечта» («Rêve d’enfer», 1836), роман «Записки безумца» («Mémoires d’un fou», закончен к 1838, изд. в 1901) и др. В кон. 1840-х гг. испытывая разочарование от политич. изменений во Франции (Революция 1848 во Франции, установление Второй империи), отошёл от романтич. бунтарства, лит-ры «ужасов» и роковых страстей. В центре самого известного романа Ф. «Госпожа Бовари: Провинциальные нравы» («Madame Bovary: Mœurs de province», созд. в 1851–1856, изд. в 1857; рус. пер. 1858; неоднократные экранизации, в т. ч. реж. Ж. Ренуара, 1933; А. Н. Сокурова, 1989; К. Шаброля, 1991) – душевные терзания и разочарования гл. героини – воспитанной на романтич. лит-ре Эммы Бовари, которая в обстановке беспросветного провинц. быта мечтает о роковых страстях и оказывается вовлечённой в пошлую любовную историю, приводящую её в итоге к самоубийству. Роман, вызвавший обвинения Ф. в аморальности, лишён положительных героев и отмечен холодной беспристрастностью; стремясь к макс. объективности, Ф. старался вжиться в психологию персонажей и избавиться от прямой авторской оценки (сочувствия или сатирич. высмеивания): все необходимые выводы должен сделать сам читатель. Непревзойдённый стилист, тщательно отделывающий свои произведения и многократно их переписывающий в поисках точного слова, Ф. – сторонник «искусства для искусства», воспринимал красоту как исключительно эстетич. совершенство; по его мнению, прекрасным может быть даже описание пошлости, если оно выполнено мастерски. Отвращение к совр. жизни и совр. человеку, не способному противостоять пошлости окружающего мира, а также страсть к колоритным экзотич. описаниям (ритуалов, быта, сражений) ярко проявились в историч. романе «Саламбо» («Salammbô», 1862, рус. пер. 1863; неоднократные экранизации), повествующем о разворачивающейся в древнем Карфагене в 3 в. до н. э. истории трагич. любви предводителя наёмников к Саламбо, дочери полководца Гамилькара Барки. Роман «Воспитание чувств» («L’éducation sentimentale», 1869; в рус. пер. 1870 – «Сентиментальное воспитание») поднимает тему драматич. столкновения наивного романтика-провинциала с циничным парижским обществом 1840-х гг., приводящего героя к внутренней опустошённости; отмеченный пристальным вниманием к анализу влияющей на человека «среды», роман во многом предвосхитил поэтику натурализма. В 1877 вышел сб. «Три повести» («Trois contes»), объединивший произведения: «Простое сердце» («Un cœur simple», рус. пер. 1892) на совр. сюжет, а также переведённые в том же году И. С. Тургеневым (которого связывала с Ф. близкая дружба) «Иродиада» («Hérodias», опера Ж. Массне, 1881) – на тему из древней истории и «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» («La légende de Saint Julien l’Hospitalier», в рус. пер. – «Католическая легенда о Юлиане Милостивом») на сюжет ср.-век. жития. С 1872 работал над романом «Бувар и Пекюше» («Bouvard et Pécuchet», не завершён, опубл. в 1881, посм.; рус. пер. 1881), задуманным как сатира на мещанское увлечение науками, на деле оборачивающееся лишь поверхностными сведениями и разнообразными клише для поддержания разговора; подобные расхожие суждения из разных дисциплин собраны Ф. в пародийном «Лексиконе прописных истин» («Le dictionnaire des idées reçues», изд. в 1910, рус. пер. 1934), который должен был стать 2-й частью романа. Среди др. сочинений: филос. драма «Искушение святого Антония» («La tentation de Saint Antoine», окончат. редакция – 1874, рус. пер. 1879), комедия-водевиль «Кандидат» («Le candidat», пост. в 1874, рус. пер. 1956), пьеса-феерия «Замок сердец» («Le château des cœurs», 1880), путевые записки, статьи, а также обширная переписка. Творчество Ф. – одного из наиболее значит. франц. писателей 19 в., оказало огромное влияние на развитие лит-ры реализма; оно пользовалось широкой популярностью в России с 1850-х гг.