фото: olga-dubova.ru
МУНК (Munch) Эдвард (12.12.1863, Лётен – 23.1.1944, Экели, близ Осло), норв. живописец. Родился в семье воен. врача. Племянник П. А. Мунка.
В 1881–83 учился в Школе рисования в Кристиании (ныне Осло) у скульптора Ю. Миддельтуна, брал уроки у живописца К. Крога (1882), с 1883 учился в «Академии свободного света» Ф. Таулова. С 1884 сблизился с писателями и художниками натуралистич. направления; под влиянием учителей уже в ранних работах использовал приёмы импрессионизма («Утро», 1884, собрание Р. Мейера, Берген). Тематика некоторых произведений отражает тяжёлые впечатления детства, вызванные смертью матери и сестры («Больной ребёнок», 1885–86, «Весна», 1889, обе – Нац. галерея, Осло). В 1885–1909 много путешествовал, жил во Франции (1889–92 и 1895–97), Германии (1892–95 и 1897–1908), Италии (1899, 1900). В Париже посещал худож. школу Л. Боннá (1889–90), испытал воздействие неоимпрессионизма («Ночь», 1890, «Улица Лафайетт», 1891, обе – Нац. галерея, Осло), В. Ван Гога, «синтетизма» П. Гогена и к нач. 1890-х гг. выработал собств. стиль («Меланхолия», 1891–92, Музей Мунка, Осло; «Поцелуй», 1892, Нац. галерея, Осло).
Близость к писательским кругам (А. Стриндберг, С. Пшибышевский, Г. Ибсен, С. Малларме), а также дружба с Ю. Мейером-Грефе наложили печать литературности на творчество М. Замысел обширного цикла картин «Любовь» (позднее назван «Фриз жизни», 1892–1902) сложился под воздействием идей лит. символизма, а также учений Э. Сведенборга, С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Эта «поэма о жизни, любви и смерти» (по определению художника) стала отражением его личного опыта и непосредств. впечатлений (пейзажи Осгордстранда, портретные образы друзей и родных и др.). В центр. полотне цикла – «Танец жизни» (1889–1900, Нац. галерея, Осло) – движущиеся по роковому кругу фигуры, которые олицетворяют разные возрасты и эмоциональные состояния (страх, тоска, мрачный эротизм, отчаяние). Герои картин «Вампир» (1893, Худож. музей, Гётеборг), «Ревность» (1895, частное собрание, Берген) предстают как некие архетипы извечной драмы человеческого существования. В композициях «Крик» (1893, Нац. галерея, Осло), «Тоска» (1894, Музей Мунка), «Танец на берегу» (1900–02, Нац. галерея, Прага) линии пейзажа расходятся от человеческих фигур ритмично резонирующими импульсами, создавая ощущение психич. ауры. Интенсивные цвета, нанесённые извивающимися мазками, прорываются сквозь сумрачную тональность, наполняя её внутр. свечением. Темы «Фриза жизни» художник варьировал во многих рисунках и гравюрах («Крик», литография, 1895; «Тоска», цветная литография, 1896). Создал также фриз (серию из 12 полотен) по заказу М. Рейнхардта для театра «Каммершпильхаус» в Берлине (1907; ныне – в Новой нац. галерее, Берлин), триптих «Три возраста жизни» (1907–08; собрание Р. Мейера, Берген; Худож. музей Атенеум, Хельсинки; Музей Мунка). Иск-во М. 1890–1900-х гг., будучи ярким выражением символистской эстетики, возвещает зарождение экспрессионизма. В 1908–16 М. работал над монументальным циклом для актового зала ун-та в Осло: в 11 панно раскрывается тема животворной энергии любви, гармоничного единения мужского и женского начала; в них царит эпич. покой, величеств. ландшафты и аллегорич. фигуры символизируют неразрывную связь человека с творч. силами природы.
В 1916 М. приобрёл дом в Экели, где работал до конца жизни. В 1910–20-х гг. неоднократно обращался к символич. мотивам «Фриза жизни» («Звёздная ночь», 1923–24, Музей Мунка). Картины на тему труда («Рабочие, возвращающиеся домой», 1913–15, Музей Мунка; «Человек на капустном поле», 1916, Нац. галерея, Осло) близки экспрессионизму энергией цвета, активностью живописной манеры. Автопортреты М. отмечены скептическим самоанализом и имеют характер дневниковых записей («Автопортрет у окна», ок. 1940; «Автопортрет между часами и кроватью», 1940–42, оба – Музей Мунка). Помимо литографий, создал также много гравюр на дереве и на металле; работал в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался фотографией (с 1892) и лит. творчеством. Завещал собрание своих работ (ок. 1 тыс. картин, св. 15 тыс. гравюр, 5 тыс. акварелей и рисунков, 6 скульптур) столичному муниципалитету; на основе этой коллекции в 1963 создан Музей Мунка в Осло.