фото: riakursk.ru
ВОЛК Игорь Петрович (р. 12.4.1937, Змиёв Харьковской области, Украинская ССР), российский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983), лётчик-космонавт СССР (1984), полковник (1987), Герой Советского Союза (1984). Окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (1956), Школу лётчиков-испытателей (1965), МАИ (1969).
В 1965–2000 на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ, ныне им. М. М. Громова). Летал на отечественных истребителях, бомбардировщиках и транспортных самолётах. Проводил государственные испытания самолётов марок Ил, Як, МиГ, Ту, Су. Исследовал электродистанционные системы управления летательными аппаратами. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра» (см. в ст. Пилотаж). В рамках авиационно-космической программы «Спираль» (система состояла из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту) в 1976 проводил испытания орбитального самолёта МиГ-105.11.
В 1977 зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран» (в конце 1978 назначен командиром отряда лётчиков-испытателей). Не прекращая лётной работы, прошёл курс подготовки к космическим полётам и 17–29 июля 1984 совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя совместно с В. А. Джанибековым и С. Е. Савицкой на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Продолжительность полёта 11 сут 19 ч 14 мин 36 с. В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур – Ахтубинск – Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости (главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере). Выполнил первый полёт на самолёте-аналоге орбитального корабля (ОК) «Буран» и проводил испытания этого летательного аппарата. В. должен был стать командиром экипажа первого космического полёта ОК «Буран» (совместно с Р. Станкявичюсом), однако первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме. Общий налёт – более 7000 ч, из них в испытательных полётах более 3500 ч.
Награждён орденами Ленина (1984), Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1997).