фото: spas-rt.ru
В сентябре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН постановила провозгласить 9 декабря Международным днем памяти жертв преступления геноцида, чествования их достоинства и предупреждения этого преступления. Эта дата была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1948 году была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Цель этого Дня — повышать известность Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и ее роли в борьбе с геноцидом и предупреждении этого преступления, как оно определено в Конвенции, и чтобы поминать людей, ставших его жертвой, и чтить их память. Принимая эту резолюцию без голосования, все 193 государства-члена тем самым подтверждают, что каждое отдельное государство ответственно за защиту своего населения от геноцида, что такая ответственность предполагает предупреждение этого преступления, в том числе подстрекательства к нему.
В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (статья 2) геноцид определяется как «следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу…»:
- убийство членов такой группы;
- причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
- предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
- меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
- насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
В Конвенции подтверждается, что геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого участники Конвенции обязуются «принимать меры предупреждения и карать за его совершение» (статья 1). Главная ответственность за предупреждение и пресечение геноцида возлагается на государство, в котором это преступление совершается.
Предупреждение геноцида
Для предупреждения геноцида и обусловленных им конфликтов крайне важно понимать их коренные причины. У конфликтов множество причин, но конфликт, связанный с геноцидом, объясняется принадлежностью к той или иной группе населения. Геноцид и связанные с ним зверства имеют место, как правило, в обществах, где различные национальные, расовые, этнические или религиозные группы оказываются вовлеченными в конфликты между собой по признаку различной принадлежности. Такие конфликты обусловлены просто различиями — реальными или надуманными — в определении принадлежности, они проистекают из различий в отношении получения доступа к власти и богатству, услугам и ресурсам, занятости и возможностям развития, приобретения гражданства и осуществления основных прав и свобод.
Нагнетанию этих конфликтов способствуют проявления дискриминации, разжигание ненависти в целях подстрекательства к насилию и другие нарушения прав человека. С точки зрения их предупреждения важнейшими шагами являются выявление в той или иной ситуации факторов (дискриминационной практики), которые обусловливают/объясняют наличие резких расхождений в методах административного управления различными группами населения, и поиск путей, ведущих к ослаблению и постепенному искоренению этих возможных причин насилия, перерастающего в геноцид. С учетом того, что ни одна из стран не является по своему составу абсолютно однородной, геноцид действительно представляет собой глобальную угрозу.
Ответственность по защите
На Всемирном саммите 2005 года главы государств и правительств единогласно подтвердили, что «каждое государство обязано защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности». Они постановили, что международное сообщество должно в соответствующих случаях оказывать государствам помощь в расширении их возможностей по защите населения до начала кризисов и конфликтов. При этом главы государств и правительств подтвердили, что, если то или иное государство «явно окажется не в состоянии» защитить свое население от четырех указанных преступлений, международное сообщество готово предпринять коллективные действия через Совет Безопасности и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Три основных аспекта концепции обязанности защищать были предусмотрены в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года и окончательно сформулированы в докладе Генерального секретаря по реализации ответственности по защите 2009 года. Политическое обязательство, взятое на себя государствами-членами в 2005 году, опирается на нормы международного права, включая Конвенцию о геноциде.
Специальные советники по предупреждению геноцида и по вопросу об ответственности по защите
Специальные советники наделены различными, но взаимодополняющими мандатами. В сферу деятельности Общей канцелярии советников входит заблаговременное оповещение соответствующих сторон об опасности геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности; расширение возможностей Организации Объединенных Наций по предотвращению таких преступлений, в том числе подстрекательства к их совершению; сотрудничество с государствами-членами, региональными и субрегиональными механизмами и гражданским обществом с целью выработки более эффективных методов реагирования на такие преступления в тех случаях, когда они уже совершены. См. также страницу посланий и выступлений специальных советников.