фото: briefly.ru
МАРГАРИ́ТА НАВА́РРСКАЯ (Marguerite de Navarre), Маргарита Ангулемская (Marguerite d’Angoulême) (11.4.1492, Ангулем – 21.12.1549, Одос, близ Тарба; похоронена в некрополе королей Наварры в соборе г. Лескар), франц. писательница, королева Наварры (с 1527). Из ангулемской ветви династии Валуа. Сестра Франциска I, к которому испытывала глубокую привязанность; с его коронованием стала играть ключевую роль во франц. культурной жизни. Получила гуманистич. образование; поддерживала дружеские отношения с приверженцами протестантизма Лефевром д’Этаплем (с 1517) и епископом Г. Брисонне (с 1521), К. Маро (с 1519 её камердинер). После пленения Франциска I (1525) вела переговоры о его освобождении с имп. Карлом V. В 1527 сочеталась вторым браком с Генрихом II Наваррским и стала носить титул королевы Наваррской. После смерти брата (1547) полностью утратила влияние на жизнь двора. В центре лит. творчества М. Н. – религ. поэзия, тесно связанная как со средневековой (Августин, Алан Лилльский, Ришар Сен-Викторский), так и с протестантской философией: поэма «Зерцало грешной души» («Le Miroir de l’âme pécheresse», 1531), резко раскритикованная Сорбонной; поэмы «Диалог в форме ночного видения» («Le Dialogue en forme de vision nocturne», 1524), «Корабль» («Le Navire», 1547), «Темницы» («Les Prisons», 1547–49) и др. Наибольшую известность снискала незаконченная новеллистич. книга, получившая назв. «Гептамерон» («L’Heptaméron», рус. пер. 1906; др. назв. – «История о счастливых любовниках», «Histoire des amants fortunés»; опубл. посмертно в 1558, полн. изд. 1853) и написанная в подражание «Декамерону» Дж. Боккаччо (отчасти – трактату «Придворный» Б. Кастильоне). Входящие в книгу новеллы (всего 72) отличаются тематич. и стилистич. разнообразием, тяготеют то к фарсу, то к анекдоту, то к психологич. роману. Среди др. соч.: профанные комедии «Больной» («Le Malade», 1535) и «Инквизитор» («L’Inquisiteur», 1536); аллегорические комедии «Чересчур, Много, Мало и Меньше» («Trop, prou, peu, moins», до 1547) и «Комедия, сыгранная в Мон-де-Марсане» («La Comédie de Mont-de-Marsan», 1548); литургические драмы, в т. ч. «Комедия о рождестве Господа нашего Иисуса Христа» («La Comédie de la nativité de notre seigneur Jésus Christ», ок. 1530); переписка с Брисонне (1521–24).