https://sun9-75.userapi.com/impg/B7nR6CBsKUPgsrV-sNLDEaxp-8fVoRLQyCkIqA/es3W85Olfto.jpg?size=1200x1106&quality=96&sign=35b8a0148439369c239ba53ccb900236&type=album
фото: papik.pro

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович [26.11 (8.12).1802, С.-Петербург – 15(27).8.1839, м. Псезуапсе, ныне пос. Лазаревское в составе г. Сочи], князь (до 1826), рус. поэт, участник движения декабристов. Из рода Одоевских, двоюродный брат В. Ф. Одоевского.

Получил домашнее образование. С 1821 служил в л.-гв. Конном полку; корнет (1823). Чл. Сев. об-ва (1825); участвовал в восстании 14(26).12.1825 на Сенатской площади в С.-Петербурге. В 1826 Верховным уголовным судом приговорён к каторжным работам сроком на 15 лет (в том же году срок сокращён до 8 лет). Каторгу отбывал в Читинском селении Нерчинского окр. (1827–30; ныне г. Чита) и пос. Петровский Завод Верхнеудинского окр. (1830–32; ныне г. Петровск-Забайкальский) Иркутской губ. Затем жил на поселении в с. Тельма (1832–33) и с. Елань (1833–36) Иркутского окр. и в г. Ишим (1836–37). По повелению имп. Николая I, последовавшему в ответ на прошение О., летом 1837 направлен рядовым в действующую армию на Кавказ, служил в Нижегородском драгунском полку.

С нач. 1820-х гг. сочинял стихи; первые (анонимные) публикации относятся к 1830. Почти все сохранившиеся стихотворения О. созданы после 1825. Автор стихотворений «Струн вещих пламенные звуки…» (1828 или 1829; ответ декабристов на послание «В Сибирь» А. С. Пушкина) и «Недвижимы, как мертвые в гробах…» (1831), в котором от лица своих товарищей-декабристов солидаризировался с Польским восстанием 1830–31. Однако более характерна для О. медитативная лирика, выражающая в духе романтизма мироощущение изгнанника и узника; её осн. мотивы – переживание одиночества («Утро», 1826; «Узница Востока», 1829), утрата и обретение веры («Воскресенье», 1826), смерть друзей («Элегия на смерть А. С. Грибоедова», 1829), воспоминания о любви («Мой непробудный сон», между 1827 и 1833; «Два образа», 1830), предчувствие одинокой кончины («Куда несётесь вы, крылатые станицы?..», 1837) и др. Поэзия О. насыщена усложнённой религ.-филос. символикой и аллегориями: «Элегия» («Что вы печальны, дети снов?», 1829), «Дифирамб» (1831; на 10-летие смерти Наполеона I), в которых раздумья о современности и будущем человечества облечены в форму мистич. прозрений; «Славянские девы» (1830) о проблеме слав. единства; «Брак Грузии с Русским царством» (1838) по поводу политики Рос. империи в Закавказье. Особое место в творчестве О. занимают сюжеты из рус. истории: стихотворения «Дева. 1610 г. (К Василию Шуйскому)» (между 1827 и 1830), «Зосима. Новгородская святопись», «Неведомая странница», «Иоанн Преподобный (Гробокопатель)» (все 1829 или 1830), а также поэма «Василько» (1829–30; сохр. песни 1, 2 и 4; о Василько Ростиславиче), в которой княжеские междоусобицы кон. 11 в. представлены как отражение противоборства язычества и христианства. Личность и поэзия О. оказали значит. влияние на М. Ю. Лермонтова, познакомившегося с ним осенью 1837 и написавшего стих. «Памяти А. И. О<доевско>го» (1839).