фото: lawyers-age.ru
В календаре праздников есть такое необычное событие как День собеседника, отмечаемый ежегодно 7 декабря. Собеседник - это человек, с которым просто, без какого-то повода, хочется поговорить, а может и выпить. И порой даже неважно, кто это. Им может стать обычный прохожий, которому так же «плохо на душе» или же напротив, хочется разделить с кем то радость.
Этот безусловно важный и значимый день посвящен тому человеку, который не только в радостные моменты находится рядом, но и во времена грусти, отчаяния и просто плохого настроения, тому, с кем можно поговорить «за жизнь» или просто помолчать о том же.
Учеными давно доказано, что мужчины скрывают свои переживания. Из-за этого они более подвержены заболеваниям сердечной и нервной систем, нежели женщины. Ведь последние выплескивают сильные эмоции слезами, что помогает нервной системе перенести стресс легче и без возможных тяжелых последствий для организма. На ум приходят слова героя кинофильма «Аты-баты, шли солдаты»: «Мужчина не плачет, мужчина огорчается».
Десять способов стать хорошим собеседником
Первое: не делайте несколько дел одновременно. И это касается не только ваших сотовых, а также других вещей, которые мы обычно теребим в руках. Не отвлекайтесь от беседы. Присутствуйте в разговоре. Не думайте о вашей ссоре с начальником. Не думайте о том, что приготовить на ужин. И если вы хотите встать и уйти, оставьте разговор и уйдите. Нельзя присутствовать наполовину.
Второе: не нужно важничать и умничать. Если вы хотите выразить свое мнение и вам не интересно мнение или аргументы окружающих на этот счет, тогда просто ведите блог. Каждый разговор должен для вас стать возможностью узнать что-то новое.
Известный психиатр Скотт Пек сказал: «Чтобы научиться слушать, нужно отстраниться от самого себя». Иногда это означает отстраниться и от своего собственного мнения. Он сказал, что, осознав важность этого, говорящий станет менее ранимым, и у него появится возможность обратить возможности своего разума на восприятие слушателя. Помните, что вам есть чему поучиться. Билл Най: «Каждый повстречавшийся вам человек знает что-то, чего не знаете вы». Перефразируем: каждый из людей в чем-то хорошо разбирается.
Третье: задавайте открытые вопросы. Действуйте, как настоящие журналисты. Начинайте свои вопросы со слов «что», «где», «когда» и «как». Если задать простой вопрос, вы получите простой ответ. Если спросить: «Были ли вы напуганы?» - собеседник будет реагировать на самое сильное слово в вопросе, в данном случае «напуганы», и ответом будет «да» или «нет». «Вы разозлились?» - «Да, разозлился».
Пусть собеседник сам расскажет. Он лучше знает, что чувствовал. Спросите лучше: «Каково это было?», «Что вы почувствовали?» Собеседнику придется замолчать на секунду и действительно задуматься, и тогда вы получите намного более интересный ответ.
Четвертое: плывите по течению. Вам в голову будут приходить мысли, и вам нужно научиться отпускать их. Мы разговариваем с нашим собеседником, а потом вдруг вспоминаем, что на днях повстречали Хью Джекмана в кафе. И мы тут же перестаем слушать. Вам в голову будут приходить мысли и идеи. Пусть приходят, научитесь их отпускать.
Пятое: если вы чего-то не знаете, признайтесь в этом. Люди, работающие в эфире, тем более на Национальном общественном радио, прекрасно знают, что их записывают, поэтому они предельно осторожны в своих заявлениях и когда говорят, что в чем-то разбираются. Берите с них пример. Не рискуйте. Слова должны быть выверенными.
Шестое: не нужно проводить параллели с опытом собеседников. Если они заговорили о потере близких людей, не начинайте приводить свои примеры на эту тему. Если они заговорили о проблемах на работе, не рассказывайте, как вы ненавидите свою. Все истории уникальны, нет одинаковых. Каждый опыт уникален. Что еще важнее, разговор идет не о вас. Не стоит использовать этот момент, чтобы доказать свою крутость или сколько вам пришлось выстрадать. Как-то Стивена Хокинга спросили о его IQ. Он ответил: «Не представляю. Те, кто хвастается своим IQ, - неудачники». Беседа - это не возможность разрекламировать себя.
Седьмое правило: не повторяйте сказанное - это звучит снисходительно и утомляет. Мы часто этим грешим. Особенно с коллегами и с детьми, чтобы «лучше» поняли. Для этого мы выражаем одну мысль разными словами. Не делайте этого.
Восьмое: избегайте лишних деталей. Честно сказать, людям плевать на даты, имена, на все эти детали, которые вы судорожно пытаетесь вспомнить. Им все равно. Им интересны вы. Им интересно, кто вы такой, что у вас с ними общего. Забудьте о деталях. Опускайте их.
Номер девять: хоть это и не последний пункт, но явно самый важный. Слушайте. Бессчетное количество известных людей говорили, что умение слушать является самым важным навыком из всех возможных. Калвин Кулидж сказал: «Никого еще не уволили за то, что они много слушали».
Почему мы не слушаем друг друга? Во-первых, нам больше нравится говорить. Когда я говорю, я у руля. Мне не нужно слушать то, что мне не интересно. Я в центре внимания. Я повышаю самооценку. Но есть и другая причина: мы отвлекаемся. Средний человек говорит со скоростью 225 слов в минуту, а воспринимать на слух мы можем до 500 слов в минуту. Поэтому мозг самостоятельно восполняет недостающие 275 слов. Чтобы следить за речью собеседника требуются силы и энергия, но, не делая этого, вы не беседуете. Вы просто выкрикиваете ничем не связанные предложения, находясь в одном месте.
Нужно слушать друг друга. Стивен Кови прекрасно подметил: «Многие слушают не с целью понять собеседника, а с целью ответить».
Десятое правило: будьте краткими. «Хороший разговор как мини-юбка: достаточно короткий, чтобы заинтересовать, но достаточно длинный, чтобы покрыть самое важное». Все вышесказанное можно обобщить в один простой принцип: будьте внимательны к другим людям.