https://sun9-71.userapi.com/impg/OTXyLrFHa0EZ82YJ7WHDXu-InFbDRZ0wRj3qzw/95UPujYlx4c.jpg?size=638x800&quality=96&sign=b272b4f4741ea3de56f3da1f5b9dfecd&type=album
фото: russian-authors.ru

ОГАРЁВ Николай Платонович [24.11 (6.12).1813, С.-Петербург – 12.6.1877, Гринвич, ныне в черте Лондона; в 1966 перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], рус. поэт, публицист, революц. деятель.

Из старинного дворянского рода. Детство провёл в с. Старое Акшино Инсарского у. Пензенской губ. (ныне Старошайговского р-на, Мордовия). В 1820 семья переехала в Москву. Получил домашнее образование. В 1826 завязалась дружба О. с А. И. Герценом (его дальним родственником), основанная на сочувствии к осуждённым декабристам и «ненависти к деспотизму». В 1829 поступил вольнослушателем на физико-математич. отделение Моск. ун-та; в 1832 перевёлся на нравственно-политич. (юридич.) отделение, где вокруг О. и Герцена сложился антимонархич. кружок. В июле 1834 арестован за пение «пасквильных стихов» о царской семье; до апр. 1835 содержался в одиночном заключении (описано в поэме «Тюрьма», 1857–58), после чего сослан в Пензу под надзор местных властей; служил в канцелярии гражд. губернатора А. А. Панчулидзева. В 1838 на лечении в Пятигорске познакомился с декабристами, участвовавшими в Кавк. войне 1817–64, сблизился с А. И. Одоевским (этим событиям посвящён мемуарный очерк «Кавказские воды», 1861). В кон. 1838, после смерти отца, унаследовал неск. имений в Рязанской, Пензенской и Орловской губерниях. В мае 1839 О. был освобождён из-под полицейского надзора и получил разрешение жить в С.-Петербурге и Москве.

Дебютировал как поэт в 1840 в ж. «Отечественные записки»; среди стихотворений наиболее оригинальны «картины» и сценки, отличающиеся «внутреннею меланхолическою музыкальностию» (В. Г. Белинский): «Старый дом», «Деревенский сторож» (оба 1840), «Дилижанс», «Обыкновенная повесть» (оба 1842), а также предвосхитившие некрасовскую манеру «Дорога», «Кабак» (оба 1841) и «Изба» (1842). Герой любовной и медитативной лирики О. близок лермонтовскому человеку «безвременья», отравленному рефлексией и скептицизмом, порывающемуся к активной жизни, но отчуждённому от людей и обречённому на бездействие: циклы «Buch der Liebe» (1841–44; полностью опубл. в 1956), «Монологи» (1844–47). Лучшим своим произведением считал поэму «Юмор» (неоконченную, ч. 1–2, 1840–41, опубл. в 1857; ч. 3, 1867–68, опубл. в 1868), построенную как мозаика из историч. воспоминаний и совр. наблюдений, влекущих мысль по ряду случайных ассоциаций; социально-обличит. пафос поэмы растворён в атмосфере насмешки и самоиронии.

В 1841 и 1842–46 путешествовал по Европе. По возвращении жил в Старом Акшине. Воодушевлённый идеей поиска форм рационального хозяйствования, перевёл принадлежавших ему крестьян в «вольные хлебопашцы» (1842) и неск. лет посвятил попыткам агротехнич. и общекультурных преобразований на основе применения вольнонаёмного труда, беспроцентного кредита (в наследственном имении в Пензенской губ.) и создания модели «народного» пром. предприятия с рабочими, наделёнными землёй (на писчебумажной фабрике в Симбирской губ.). Эксперименты оказались неудачными, выявив, по мнению О., все негативные стороны рус. сельской общины: низкую эффективность, косность, «равенство рабства», «выражение зависти всех против одного» (рукопись «Народная политехническая школа», 1847). Разочарование в попытках найти взаимопонимание с крестьянами отразилось в написанных в кон. 1840-х гг. поэмах «Господин» (опубл. в 1857) и «Деревня» (не окончена; опубл. в 1908).

О. считается автором одной из первых схем экономико-географич. районирования, изложенной им в критич. рецензии на статью востоковеда В. В. Григорьева в газ. «Московские ведомости» (1847).

В февр. 1850 по доносу был арестован и обвинён в религ. вольнодумстве и организации «коммунистической секты»; вскоре оправдан и освобождён с учреждением за ним полицейского надзора. В те же годы перешёл на радикальные революционно-демократич. позиции, прямо выраженные в стихотворениях «Упование. Год 1848» (1848), «Сон» (1854), «Арестант» (1857) и др. В 1856 вышли из печати первый поэтич. сб. «Стихотворения» (2-е изд., 1858) и лирич. поэма «Зимний путь», подводившие итоги творчеству О. на родине.

В марте 1856 О. выехал в Лондон, где вместе с Герценом возглавил деятельность Вольной рус. типографии и стал соиздателем альм. «Полярная звезда» (с 3-го номера) и газ. «Колокол» (идея издания принадлежала О.). В 1850-е гг. изменил свой взгляд на общину: приписывая отсталость рус. земледелия крепостному праву, стал пропагандировать идею общины как зародышевой формы «рус. социализма», при условии её освобождения от крепостного и фискального гнёта (ст. «Крестьянская община», 1858). На страницах «Колокола» выдвигал требования отмены крепостного права с передачей крестьянам земли, которой они пользовались, упразднения рекрутской повинности, цензуры, чиновничества и самодержавия, введения федеративного гос. устройства, выборного управления и суда, свободы вероисповедания и печати. В апр. 1859 рос. власти потребовали от О. вернуться на родину; за его отказом в дек. 1860 последовали заочный суд и решение о лишении О. всех прав и «вечном изгнании». После отмены крепостного права выступил с критикой крестьянской реформы 1861 и заявил, что «народ царём обманут». Принимал участие в организации общества «Земля и воля» 1860-х гг. (один из его программных документов – ст. «Что нужно народу?», 1861). В целях подготовки крестьянской революции в России вместе с Герценом издавал пропагандистскую газету для простонародья «Общее вече» (1862–64); активно поддерживал Польское восстание 1863–64.

Во 2-й пол. 1860-х гг. увлёкся идеями федеративного устройства России (кн. «Землеописание для народа», Женева, 1868; совм. с Н. А. Шевелёвым и Л. И. Мечниковым), которые во многом опирались на его схему экономико-географич. районирования.

Поэзия О. кон. 1850-х – нач. 1860-х гг. всё больше подчиняется задачам революц. пропаганды, приобретает ораторско-декламац. характер (стихотворения «Свобода», 1858; «Памяти Рылеева», 1859; «Михайлову», 1862; «Сим победиши», 1863, и др.). В небольших лирич. поэмах «Ночь» (1857), «Сны» (1857?), «С того берега» (1858), «Забытьё», «Странник» (обе 1862) и др. философско-элегич. мотивы перемежаются с острой социальной критикой и революц. призывами. В незавершённых драматич. сценах «Исповедь лишнего человека» (1864?; опубл. в 1904) нашли отражение психология и судьба поколения 1840-х гг. Особое место в лит. деятельности О. занимает апология движения декабристов: предисловия к изданию «Дум» К. Ф. Рылеева (1860) и сб. «Русская потаённая литература XIX столетия» (1861), неоконч. поэма «Матвей Радаев» (частично издана в 1859, полностью в 1886).

В 1865 О. и Герцен перебрались в Женеву, где между ними выявились разногласия во взглядах на задачи революц. движения и оценке его отд. представителей. В полемике с Герценом О. призывал к разрушению всех гос. институтов как предпосылке будущей революции (ст. «Первый ответ», «Второй ответ старому другу», обе 1869); вместе с М. А. Бакуниным в 1869–70 оказывал финансовую поддержку С. Г. Нечаеву; как автор и редактор участвовал в изданиях нечаевского об-ва «Народная расправа». В 1873 вместе с некоторыми др. рус. эмигрантами О. по требованию рос. правительства был выслан швейц. властями из страны. В сент. 1874 уехал в Великобританию, где сблизился с др. идеологом народничества П. Л. Лавровым (в 1875–76 сотрудничал в его ж. «Вперёд!»).