фото: culture.ru
РОДЧЕНКО Александр Михайлович [23.11(5.12).1891, С.-Петербург – 3.12.1956, Москва], рос. живописец, график, фотограф, дизайнер, сценограф. Муж В. Ф. Степановой.
Учился в Казанской худож. школе (1910–14) у Н. И. Фешина, в СХПУ в Москве (1914–16). Один из организаторов профсоюза художников-живописцев и секретарь его Левой федерации (1917–18), зав. Музейным бюро и чл. худож. коллегии при Отделе ИЗО Наркомпроса (1918–21), зав. Живописной культуры музеем (1922), сотрудник и один из организаторов Института художественной культуры (Инхук, 1920–24); чл. групп «Конструктивисты» (1920–24), «Октябрь» (1930–32) и др., объединения «Левый фронт искусств» (ЛЕФ). Рассматривая иск-во как изобретение новых форм и техник, считал свои работы, ограниченные минимальными геометризиров. формами и выразит. средствами, этапами эксперимента. С 1915 Р. исполнял серии абстрактно-геометрич. композиций в живописи, графике, объёмно-пространственных конструкциях; с 1917 исследовал плоскость как живописную форму, фактуру («Беспредметное: чёрное на чёрном», 1918, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк); в 1921 на выставке «5×5=25» экспонировал монохромные картины, подводящие итог его живописным исканиям. Обратившись к производственному искусству, стал одним из основателей конструктивизма в полиграфии, рекламе (плакат), дизайне. Занимался фотографией в 1924–41 (портреты, эксперим. снимки). Сотрудничал с журналами «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке» и др., оформил издания книг В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева. В графике активно применял фотомонтаж. Для сов. раздела Междунар. выставки декоративного иск-ва и худож. пром-сти в Париже (1925) Р. создал интерьер рабочего клуба. Художник ряда фильмов и спектаклей, в т. ч. «Клоп» В. В. Маяковского (совм. с Кукрыниксами, реж. В. Э. Мейерхольд, 1929, Театр им. Мейерхольда, Москва). Преподавал теорию живописи в школе-мастерской моск. Пролеткульта (1918), во Вхутемасе – Вхутеине (1920–30; проф.); в 1932 вёл курс фотографии в Моск. полиграфич. ин-те.