https://sun9-48.userapi.com/impg/td-4CUWgHgO7JZ7LVNzbNbYn6PKfJL3bfhO9gg/ydNwIEyvoDY.jpg?size=573x768&quality=96&sign=265adca3be5b729c94f02401177cd655&type=album
фото: photar.ru

ЛАНГ (Lang) Фриц (Фрид­рих Хри­сти­ан Ан­тон) (5.12.1890, Ве­на – 2.8.1976, Бе­вер­ли-Хилс, США), нем. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист. Сын ар­хи­тек­то­ра А. Лан­га.

В кон. 1900-х гг. учил­ся на ар­хи­тек­тур­ном ф-те Выс­шей тех­нич. шко­лы, за­тем в Ака­де­мии изо­бра­зит. ис­кусств в Ве­не, в 1-й пол. 1910-х гг. – в Гос. ху­дож. шко­ле в Мюн­хе­не, в Шко­ле жи­во­пи­си М. Де­ни и ака­де­мии Р. Жю­ли­а­на в Па­ри­же. Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны. В 1916, на­хо­дясь в гос­пи­та­ле, на­пи­сал сце­на­рии, по ко­то­рым бы­ли сня­ты филь­мы «Хиль­да Уор­рен и Смерть» Дж. Мея (1917) и «Чу­ма во Фло­рен­ции» О. Рип­пер­та (1919). В 1918, ра­бо­тая в од­ном из вен­ских те­ат­ров, по­лу­чил при­гла­ше­ние ки­но­про­дю­се­ра Э. Пом­ме­ра и в ка­че­ст­ве сце­на­ри­ста по­сту­пил на ки­но­сту­дию «De­cla». В 1918–19 как ре­жис­сёр снял 4 филь­ма, в ко­то­рых на­шли от­ра­же­ние нео­ро­ман­тич. и экс­прес­сио­ни­ст­ские мо­ти­вы, став­шие оп­ре­де­ляю­щи­ми в его твор­че­стве: «По­лу­кров­ка», «Хо­зя­ин люб­ви», «Пау­ки, часть 1. Зо­ло­тое озе­ро» и «Ха­ра­ки­ри». Пи­сал сце­на­рии для нем. сту­дии «Ufa» и аме­ри­кан­ской «Nero-Film». В 1920 по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной – пи­са­тель­ни­цей Т. фон Хар­боу, ав­то­ром сце­на­ри­ев ко всем его кар­ти­нам вплоть до 1933. Пер­вый круп­ный ре­жис­сёр­ский ус­пех при­нёс ф. «Ус­та­лая смерть» (1921) – фи­лос.-ли­рич. прит­ча о люб­ви, пы­таю­щей­ся по­бе­дить смерть. В это вре­мя Л. сфор­му­ли­ро­вал идею о нац. при­ро­де ки­но­ис­кус­ст­ва, при­зван­но­го вы­ра­зить ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти ми­ро­вос­прия­тия сво­его на­ро­да. Ру­ко­вод­ству­ясь этой иде­ей, соз­дал свои луч­шие филь­мы: де­тек­тив­ную дра­му о ге­нии пре­ступ­но­го ми­ра «Док­тор Ма­бу­зе – иг­рок» (1922); уни­каль­ные по мас­шта­бу и си­ле воз­дей­ст­вия эк­ра­ни­за­ции ср.-век. эпо­са «Ни­бе­лун­ги: Зиг­фрид» и «Ни­бе­лун­ги: месть Крим­хиль­ды» (1924), в ко­то­рых стре­мил­ся во­пло­тить в эк­ран­ных об­раз­ах «гер­ман­ский дух»; ан­ти­уто­пию «Мет­ро­по­лис» (1927). Твор­че­ст­во Л., но­ва­тор­ское в об­лас­ти изо­бра­зит. фор­мы и дра­ма­тур­гии, вы­ве­ло ми­ро­вой ки­не­ма­то­граф на но­вый уро­вень ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти.

В 1931 ре­жис­сёр вновь об­ра­тил­ся к те­ме пре­ступ­но­сти, сняв свой пер­вый зву­ко­вой ф. «М», по­ве­ст­вую­щий о мань­я­ке, пой­мать ко­то­ро­го пы­та­ет­ся не толь­ко по­ли­ция, но и син­ди­кат пре­ступ­ни­ков. Фильм «За­ве­ща­ние док­то­ра Ма­бу­зе» (1933), в ал­ле­го­рич. фор­ме де­мон­ст­ри­рую­щий власть гит­ле­риз­ма над соз­на­ни­ем лю­дей, был за­пре­щён на­ци­ст­ской цен­зу­рой. В 1933 Л. эмиг­ри­ро­вал во Фран­цию. В Па­ри­же по­ста­вил мис­ти­ко-фан­та­стич. дра­му «Ли­ли­ом» (1934), не имев­шую боль­шо­го ус­пе­ха. С сер. 1930-х гг. в Гол­ли­ву­де («Ярость», 1936, и др.). С 1958 в ФРГ, где снял свои по­след­ние филь­мы: «Ин­дий­ская гроб­ни­ца» (1958), «Ты­ся­ча глаз док­то­ра Ма­бу­зе» (1960). В 1963 как ак­тёр уча­ст­во­вал в филь­ме Ж. Л. Го­да­ра «Пре­зре­ние».