https://sun9-65.userapi.com/impg/r77dVk5RZDg_hYop8aFXOLgqSsXsMl9ge6Ybug/s7qw_G5gUms.jpg?size=900x894&quality=96&sign=4d953c80520b270108f021a3c2f77f42&type=album
фото: fineartamerica.com

ДИСНЕЙ, Дис­ни (Disney) Уолт (наст. имя Уол­тер Элай­ас) (5.12.1901, Чи­ка­го – 15.12.1966, Лос-Анд­же­лес), амер. ре­жис­сёр, ху­дож­ник, про­дю­сер. Ро­дил­ся в се­мье вы­ход­цев из Ир­лан­дии.

С 1917 учил­ся в Выс­шей шко­ле Мак-Кин­ли и Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств (Чи­ка­го). С 1918 на во­ен. служ­бе. С 1919 ху­дож­ник-ка­ри­кату­рист в Кан­зас-Си­ти, где вме­сте с Ю. Ай­вер­ксом соз­дал сту­дию «Iwerks-­Disney Commercial Artists» (со­з­да­ва­ли «Сме­хо­грам­мы» – ко­рот­кие филь­мы, ко­торые де­мон­ст­ри­ро­ва­лись пе­ред ки­но­сеансом, и др.). С 1920 в ком­па­нии «New­man’s Laugh-O-Grams» (в се­рии филь­мов «Али­са в стра­не муль­ти­п­ли­ка­ции» со­вме­ща­лись ак­тёр и ри­со­ван­ная ани­ма­ция). В 1923 ос­но­вал в Гол­ли­ву­де собств. ком­па­нию «The Walt Disney Com­pany» (пер­во­на­чаль­но под назв. «Dis­ney Brothers Cartoon Studio»). В 1926 Д. на­чал вы­пус­кать се­рию филь­мов «Ос­вальд – сча­ст­ли­вый кро­лик». В 1928 в не­мом ф. «Бе­зум­ный аэ­ро­план» по­явил­ся но­вый пер­со­наж – мы­шо­нок Мик­ки Ма­ус, пол­но­стью про­явив­ший свой ха­рак­тер в зву­ко­вом ф. «Па­ро­хо­дик Вил­ли» (1928; гар­мо­нич­ное со­еди­не­ние му­зы­ки и шу­мов с дей­ст­ви­ем и по­ве­де­ни­ем пер­со­на­жей). В 1929 вы­шел «Та­нец ске­ле­тов» на муз. К. Сен-Сан­са, по­ло­жив­ший на­ча­ло се­рии «За­бав­ных сим­фо­ний». Ге­роя­ми боль­шин­ст­ва вы­пус­ков бы­ли Мик­ки Ма­ус, утё­нок До­нальд Дак, пёс Плу­то и др. по­сто­ян­ные пер­со­на­жи филь­мов Д. Осо­бым ус­пе­хом поль­зо­вал­ся ф. «Три по­ро­сён­ка» (1933, пр. «Ос­кар»). Уже в нач. 1930-х гг. от­чёт­ли­во про­яви­лись осн. чер­ты ху­дож. ме­то­да Д., в ос­но­ву ко­то­ро­го был по­ло­жен прин­цип оче­ло­ве­чи­ва­ния жи­вот­ных, на­де­ле­ния их чер­та­ми и пси­хи­кой «сред­не­го аме­ри­кан­ца». Д. ре­фор­ми­ро­вал амер. ани­ма­ци­он­ное ки­но, воз­ро­див в нём луч­шие тра­ди­ции ко­мич. шко­лы М. Сен­нет­та; осо­бая изо­бре­та­тель­ность про­яв­ля­лась в раз­ра­бот­ке и по­строе­нии трю­ка. Стиль Д. был за­кре­п­лён по­точ­ной тех­но­ло­ги­ей про­из­вод­ст­ва. В 1933 Д. од­ним из пер­вых пе­ре­шёл к вы­пус­ку цвет­ных филь­мов, ис­поль­зуя раз­ра­бо­тан­ный в США ме­тод «Tech­ni­co­lor». В сер. 1930-х гг. филь­мы Д. по­сте­пен­но за­вое­ва­ли ев­роп. и ми­ро­вой ки­но­ры­нок, ока­зы­вая су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие ани­мац. ки­но во мно­гих стра­нах. На­чи­ная с ф. «Бе­ло­снеж­ка и семь гно­мов» (1938, пр. «Ос­кар», пр. Мкф в Ве­не­ции) Д. об­ра­тил­ся к пол­но­мет­раж­ным кар­ти­нам. Ус­пе­хом поль­зо­ва­лись филь­мы «Пи­нок­кио» (1939), «Фан­та­зия» (1940), «Дам­бо» (1941) и осо­бен­но «Бэм­би» (1942) – по­этич. рас­сказ об оле­нён­ке. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны сту­дия Д. вы­пус­ка­ла про­па­ган­ди­ст­ские и учеб­ные филь­мы; в даль­ней­шем во­зоб­но­вил­ся вы­пуск пре­им. пол­но­мет­раж­ных ри­со­ван­ных кар­тин: «Зо­луш­ка» (1950, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Али­са в стра­не чу­дес» (1951), «Пи­тер Пэн» (1953), «Ле­ди и бро­дя­га» (1955), «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1958), «Сто один дал­ма­ти­нец» (1961), «Мэ­ри Поп­пинс» (1965), «Кни­га джунг­лей» (1967) и др. В 1955 Д. соз­дал уве­се­лит. дет­ский парк Дис­ней­ленд (штат Ка­ли­фор­ния), в ко­то­ром ряд ат­трак­цио­нов вос­про­из­во­дит об­ра­зы его филь­мов. Удо­сто­ен пр. «Ос­кар» ок. 30 раз. На ру­бе­же 20–21 вв. «The Walt Disney Company» – один из ли­де­ров ми­ро­вой ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний (вклю­ча­ет в т. ч. сту­дии «Walt Disney Pictures», «Touch­stone Pictures», «Hollywood Pictures», «Miramax Films», сис­те­му пар­ков Дис­ней­ленд в США, Фран­ции и др., те­ле- и ра­дио­стан­ции). На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на.