https://sun9-86.userapi.com/impg/7giDQQxRToBDrmpuRSO9BlzKg5Oz77kz6c1avg/nMugXaH6gT8.jpg?size=500x500&quality=96&sign=d571932adb9bc36247b7df51341366fd&type=album
фото: primoverso.ru

ТИХОНОВ Ни­ко­лай Се­мё­но­вич [22.11(4.12).1896, С.-Пе­тер­бург – 8.2.1979, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель, об­ществ. дея­тель, Ге­рой Соц. Тру­да (1966). Ро­дил­ся в се­мье ре­мес­лен­ни­ка.

Окон­чил С.-Пе­терб. тор­го­вую шко­лу (1911); слу­жил пис­цом. С 1915 уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не; в 1918–22 слу­жил в Крас­ной Ар­мии. Сек­ре­тарь СП СССР (с 1944), де­пу­тат ВС СССР (с 1946). Пред. Сов. к-та за­щи­ты ми­ра (1949–79). Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти сти­ха­ми в 1918; в ран­ней ли­ри­ке изо­бра­жал вой­ну как кри­зис совр. ев­роп. ци­ви­ли­за­ции, но от­ри­цал па­ци­физм, ут­вер­ждая культ во­ин­ско­го му­же­ст­ва. Вер­нув­шись в Пет­ро­град, стал уча­ст­ни­ком «Це­ха по­этов» и сту­дии «Зву­ча­щая ра­ко­ви­на» Н. С. Гу­ми­лё­ва, ко­то­рый вы­де­лял Т. как та­лант­ли­во­го по­эта, ко­то­рый ока­зал­ся бли­зок ему так­же во­ен. опы­том и склон­но­стью к ро­ман­тич. ге­рои­ке. По­сле рас­стре­ла Гу­ми­лё­ва вме­сте с К. К. Ва­ги­но­вым и С. А. Кол­бась­е­вым соз­дал в 1921 лит. груп­пу «Ост­ро­ви­тя­не», ко­то­рая, вы­пус­тив один аль­ма­нах, вско­ре рас­па­лась. В кон. 1921 во­шёл в груп­пу «Се­ра­пио­но­вы бра­тья»; рез­ко от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к лю­бым по­пыт­кам пре­вра­тить ис­кус­ст­во в сред­ст­во по­ли­тич. про­па­ган­ды и ог­ра­ни­чить сво­бо­ду твор­че­ст­ва ху­дож­ни­ка. Лит. ус­пех Т. при­нес­ли пер­вые кни­ги сти­хов «Ор­да» и «Бра­га» (обе 1922), сде­лав­шие его, на­ря­ду с Э. Г. Баг­риц­ким, М. А. Свет­ло­вым и В. А. Лу­гов­ским, од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков т. н. ре­во­лю­ци­он­но-ро­ман­тич. сов. по­эзии 1920-х гг. Ли­рич. ге­рой Т., од­на­ко, не ком­му­нист, а бун­тарь-анар­хист, мо­раль­ный ко­декс ко­то­ро­го на­по­ми­на­ет вуль­га­ри­зи­ро­ван­ный ниц­ше­ан­ский ге­ро­ич. ин­ди­ви­дуа­лизм; по­эт при­вет­ст­ву­ет ре­во­лю­цию как по­бе­ду пер­во­быт­ной ази­ат. сти­хии над про­гнив­шей зап. ци­ви­ли­за­ци­ей, как «рус­ский бунт» про­тив куль­тур­ной Ев­ро­пы, три­умф по­эзии и твор­че­ст­ва над бур­жу­аз­ным за­сто­ем, жиз­ни над смер­тью. В «Ор­ду» и «Бра­гу» во­шли ши­ро­ко из­вест­ные бал­ла­ды («Бал­ла­да о гвоз­дях», «Бал­ла­да о си­нем па­ке­те» и др.), в ко­то­рых по­эти­зи­ру­ет­ся во­ен. дис­ци­п­ли­на и аб­со­лют­ное под­чи­не­ние лич­но­сти во­ле го­су­дар­ст­ва; вме­сте с тем в них мож­но об­на­ру­жить сти­хи в за­щи­ту апо­ли­тич­но­го ис­кус­ст­ва и хри­сти­ан­ских мо­раль­ных цен­но­стей. В го­ды НЭПа пе­ре­жил глу­бо­кий ду­хов­ный кри­зис, без­ус­пеш­но пы­та­ясь най­ти ге­рои­че­ское в сов. буд­нях; ком­пен­си­ро­вал ба­наль­ность со­дер­жа­ния сво­их но­вых сти­хов экс­пе­ри­мен­та­ми в об­лас­ти ху­дож. фор­мы в ду­хе Б. Л. Пас­тер­на­ка и В. Хлеб­ни­ко­ва, од­на­ко эти сти­хи не име­ли ус­пе­ха ни у чи­та­те­лей, ни у кри­ти­ки. Вре­мен­ным вы­хо­дом из ту­пи­ка ста­ли по­езд­ки в За­кав­ка­зье и Турк­ме­нию в 1920–30-е гг., в ре­зуль­та­те ко­то­рых поя­ви­лись кн. рас­ска­зов «Рис­ко­ван­ный че­ло­век» (1927), кн. очер­ков «Ко­чев­ни­ки» (1931), по­этич. сб. «Сти­хи о Ка­хе­тии» (1935) и др. С сер. 1930-х гг. твор­че­ст­во Т. раз­ви­ва­ет­ся в рус­ле со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма: по­эма «Ки­ров с на­ми» (1941, Гос. пр. СССР, 1942); по­этич. цик­лы «Гру­зин­ская вес­на» (1948, Гос. пр. СССР, 1949), «Два по­то­ка» (1951, Гос. пр. СССР, 1952); кн. рас­ска­зов и по­вес­тей «Шесть ко­лонн» (1968, Ле­нин­ская пр., 1970) и др.

Ме­ж­ду­нар. Ле­нин­ская пр. «За ук­ре­п­ле­ние ми­ра ме­ж­ду на­ро­да­ми» (1957). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1939, 1966, 1976).