фото: krpress.ru
НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Эрнст Иосифович (9.4.1925, Свердловск – 9.8.2016, Стоуни-Брук, штат Нью-Йорк), рос. и амер. скульптор, график, теоретик искусства, поч. чл. РАХ (2004). Участник Вел. Отеч. войны. В 1946–47 обучался в АХ Латв. ССР в Риге, в 1947–54 – во МХИ и на филос. ф-те МГУ. Уже в ранний период сформировался скульптурный стиль Н., отличающийся монументальностью и конструктивным лаконизмом формы, а также образной экспрессией. Будучи скульптором-монументалистом, Н. впитал сдержанный язык сурового стиля, который он дополнил метафизич. и мистич. содержанием. Важную роль в становлении его творчества сыграло изучение др.-егип. пластики, скульптуры и графики кубизма и абстракционизма. На выставке 1962 «30 лет МОСХ» в Центр. выставочном зале «Манеж» в Москве состоялся диалог Н. с Н. С. Хрущёвым, назвавшим иск-во скульптора «дегенеративным» и «искажающим лица советских людей». Крупнейшие произведения Н. советского периода: Монумент дружбы детей мира (1966) во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» (1966), «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте (1971), «Прометей» (1972, алюминиевая статуя для павильона СССР на междунар. выставке «Электро-72»), рельеф для фасада Моск. ин-та электронной техники в Зеленограде (1974), надгробный памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище (1974; см. илл. к ст. Надгробие).
В 1976 Н. эмигрировал в Швейцарию, с 1977 жил в Нью-Йорке. Публиковал теоретич. сочинения, преподавал в Орегонском, Калифорнийском (Беркли), Колумбийском (Нью-Йорк) ун-тах. Находясь в США, продолжал работать для России: в 1994 спроектировал статуэтку Орфея – приз рос. нац. телевиз. премии ТЭФИ; создал ряд памятников [жертвам ГУЛАГа в Магадане «Маска скорби», жертвам депортации калмыков в Элисте «Исход и возвращение» (оба 1996), шахтёрам Кузбасса в Кемерове (2003), С. П. Дягилеву в Перми (2007)]. Автор монумента «Золотое дитя» в морском порту Одессы (1995), статуй «Великий кентавр» (1997; преподнесена скульптором в дар Европ. штаб-квартире ООН в Женеве), «Возрождение» в Москве (2000) и др.; портретов (бюст Д. Д. Шостаковича, бронза, 1976, Кеннеди-центр, Вашингтон), религ. скульптур («Голова Христа», 1983, Ватиканские музеи). С 1956 по 1998 Н. работал над центральным в его творчестве проектом «Древо жизни» – 7-метровым архитектурно-скульптурным монументом, посвящённым духовному началу человечества, для которого создавались многочисл. рисунки, эскизы и скульптурные наброски. В 2004 в Москве открыта одноим. композиция в вестибюле моста «Багратион»; музей «Древо жизни» открыт в 1987 в г. Уттерсберг (Швеция).
Экспрессивно-скульптурный стиль присущ графич. работам Н.: серии «Гигантомахия» (с 1958), «Образы Достоевского» (с 1963; иллюстрации к роману «Преступление и наказание», изд. в 1970), «Образы Данте» (1966), иллюстрации к произведениям С. Беккета (1989), «Трактату об ангелах» В. Зубаревой (1995), библейским Книге Екклесиаста (1996) и Книге Иова (1999; обе – в сопровождении эссе Я. Кумока). По заказу нью-йоркской галереи Магна в кон. 1980-х гг. Н. создал графич. цикл «Man through the wall», посвящённый крушению коммунистич. идеологии.
В Екатеринбурге в 1990 открыт Музей Э. Неизвестного.