https://i.imgur.com/KINdk7r.jpg
фото: krpress.ru

НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Эрнст Ио­си­фо­вич (9.4.1925, Сверд­ловск – 9.8.2016, Стоуни-Брук, штат Нью-Йорк), рос. и амер. скульп­тор, гра­фик, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва, поч. чл. РАХ (2004). Уча­ст­ник Вел. Отеч. вой­ны. В 1946–47 обу­чал­ся в АХ Латв. ССР в Ри­ге, в 1947–54 – во МХИ и на фи­лос. ф-те МГУ. Уже в ран­ний пе­ри­од сфор­ми­ро­вал­ся скульп­тур­ный стиль Н., от­ли­чаю­щий­ся мо­ну­мен­таль­но­стью и кон­ст­рук­тив­ным ла­ко­низ­мом фор­мы, а так­же образ­ной экс­прес­си­ей. Бу­ду­чи скульп­то­ром-мо­ну­мен­та­ли­стом, Н. впи­тал сдер­жан­ный язык су­ро­во­го сти­ля, ко­то­рый он до­пол­нил ме­та­фи­зич. и мис­тич. со­дер­жа­ни­ем. Важ­ную роль в ста­нов­ле­нии его твор­че­ст­ва сыг­ра­ло изу­че­ние др.-егип. пла­сти­ки, скульп­ту­ры и гра­фи­ки ку­биз­ма и аб­ст­рак­цио­низ­ма. На вы­став­ке 1962 «30 лет МОСХ» в Центр. вы­ста­воч­ном за­ле «Ма­неж» в Мо­ск­ве со­сто­ял­ся диа­лог Н. с Н. С. Хру­щё­вым, на­звав­шим иск-во скульп­то­ра «де­ге­не­ра­тив­ным» и «ис­ка­жаю­щим ли­ца со­вет­ских лю­дей». Круп­ней­шие про­из­ве­де­ния Н. со­вет­ско­го пе­рио­да: Мо­ну­мент друж­бы де­тей ми­ра (1966) во Все­со­юз­ном пио­нер­ском ла­ге­ре «Ар­тек» (1966), «Цве­ток ло­то­са» на Асу­ан­ской пло­ти­не в Егип­те (1971), «Про­ме­тей» (1972, алю­ми­ние­вая ста­туя для па­виль­о­на СССР на ме­ж­ду­нар. вы­став­ке «Элек­тро-72»), рель­еф для фа­са­да Моск. ин-та элек­трон­ной тех­ни­ки в Зе­ле­но­гра­де (1974), над­гроб­ный па­мят­ник Хру­щё­ву на Но­во­де­вичь­ем клад­би­ще (1974; см. илл. к ст. Над­гро­бие).

В 1976 Н. эмиг­ри­ро­вал в Швей­ца­рию, с 1977 жи­л в Нью-Йор­ке. Пуб­ли­ко­вал тео­ре­тич. со­чи­не­ния, пре­по­да­вал в Оре­гон­ском, Ка­ли­фор­ний­ском (Берк­ли), Ко­лум­бий­ском (Нью-Йорк) ун-тах. На­хо­дясь в США, про­дол­жал ра­бо­тать для Рос­сии: в 1994 спро­ек­ти­ро­вал ста­ту­эт­ку Ор­фея – приз рос. нац. те­ле­виз. пре­мии ТЭФИ; соз­дал ряд па­мят­ни­ков [жерт­вам ГУЛАГа в Ма­га­да­не «Мас­ка скор­би», жерт­вам де­пор­та­ции кал­мы­ков в Эли­сте «Ис­ход и воз­вра­ще­ние» (оба 1996), шах­тё­рам Куз­бас­са в Ке­ме­ро­ве (2003), С. П. Дя­ги­ле­ву в Пер­ми (2007)]. Ав­тор мо­ну­мен­та «Зо­ло­тое ди­тя» в мор­ском пор­ту Одес­сы (1995), ста­туй «Ве­ли­кий кен­тавр» (1997; пре­под­не­се­на скульп­то­ром в дар Ев­роп. штаб-квар­ти­ре ООН в Же­не­ве), «Воз­ро­ж­де­ние» в Мо­ск­ве (2000) и др.; порт­ре­тов (бюст Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, брон­за, 1976, Кен­не­ди-центр, Ва­шинг­тон), ре­лиг. скульп­тур («Го­ло­ва Хри­ста», 1983, Ва­ти­кан­ские му­зеи). С 1956 по 1998 Н. ра­бо­тал над цен­траль­ным в его твор­че­ст­ве про­ек­том «Дре­во жиз­ни» – 7-мет­ро­вым ар­хи­тек­тур­но-скульп­тур­ным мо­ну­мен­том, по­свя­щён­ным ду­хов­но­му на­ча­лу че­ло­ве­че­ст­ва, для ко­то­ро­го соз­да­ва­лись мно­го­числ. ри­сун­ки, эс­ки­зы и скульп­тур­ные на­бро­ски. В 2004 в Мо­ск­ве от­кры­та од­но­им. ком­по­зи­ция в вес­ти­бю­ле мос­та «Баг­ра­ти­он»; му­зей «Дре­во жиз­ни» от­крыт в 1987 в г. Ут­терс­берг (Шве­ция).

Экс­прес­сив­но-скульп­тур­ный стиль при­сущ гра­фич. ра­бо­там Н.: се­рии «Ги­ганто­ма­хия» (с 1958), «Об­ра­зы Дос­то­ев­ско­го» (с 1963; ил­лю­ст­ра­ции к ро­ману «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние», изд. в 1970), «Об­ра­зы Дан­те» (1966), ил­люст­ра­ции к про­из­ве­де­ни­ям С. Бек­ке­та (1989), «Трак­та­ту об ан­ге­лах» В. Зу­ба­ре­вой (1995), биб­лей­ским Кни­ге Екк­ле­сиа­ста (1996) и Кни­ге Ио­ва (1999; обе – в со­про­во­ж­де­нии эс­се Я. Ку­мо­ка). По за­ка­зу нью-йорк­ской га­ле­реи Маг­на в кон. 1980-х гг. Н. соз­дал гра­фич. цикл «Man through the wall», по­свя­щён­ный кру­ше­нию ком­му­ни­стич. идео­ло­гии.

В Ека­те­рин­бур­ге в 1990 от­крыт Му­зей Э. Не­из­вест­но­го.