фото: 24smi.org
СИМОНОВ Николай Константинович [21.11(4.12).1901, Самара – 20.4.1973, Ленинград], рос. актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1950), Герой Соц. Труда (1971).
В 1924 окончил Ленингр. ин-т сценич. искусств (мастерская Л. С. Вивьена). В 1924–32, 1933–72 в Ленингр. театре драмы им. А. С. Пушкина, в 1932–33 в Самарском театре им. М. Горького. Роли: Сатин («На дне» М. Горького), Федя Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Сальери («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина) и др. С 1924 в кино. Герои молодого С. – лихие парни, несомненные лидеры («Красные партизаны», «Девятое января», «Кастусь Калиновский», «Каин и Артём», «Чапаев», «Горячие денёчки»). Роль Петра I в одноим. фильме (1937, 1939; Гос. пр. СССР, 1941) стала вершиной творчества актёра этого периода и эталоном экранного и сценич. воплощения образа царя Петра на долгие годы. С 1950-х гг. перешёл на возрастные роли; среди них лучшие: хирург Песков («Сердце бьётся вновь…»), Харлампий («Где-то есть сын»), Директор воен. завода («Рабочий посёлок»), кардинал Монтанелли («Овод»), доктор Сальватор («Человек-амфибия»), Иван Флягин (т/ф «Очарованный странник»). Последняя значит. работа – роль полицейского комиссара Берлаха, перед лицом смерти вступившего в психологич. схватку с воен. преступником (т/ф «Последнее дело комиссара Берлаха»). Сохраняющие духовный аристократизм, стоически встречающие жизненные испытания герои С. воплощали во многом утраченные в сов. обществе черты, возвращая зрителю образ прежней России. В Ленингр. театре им. Пушкина совм. с М. И. Вольским поставил спектакли: «Бесприданница» А. Н. Островского (1936), «Очная ставка» братьев Тур и Л. Р. Шейнина (1938), «Зыковы» Горького (1940). С. посвящён документальный ф. «Мир Николая Симонова» В. M. Шределя (1974).
Гос. пр. СССР (1947), Гос. пр. РСФСР (1973). Награждён орденами Ленина (1938, 1967, 1971).