https://sun9-5.userapi.com/impg/b-ZU9FhbuJ1gLfkohETznvbrG3fjbaaIEQVsFw/n6MroHzfVko.jpg?size=600x800&quality=96&sign=beff081855bdefe86fce9f560d07030b&type=album
фото: 24smi.org

СИМОНОВ Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич [21.11(4.12).1901, Са­ма­ра – 20.4.1973, Ле­нин­град], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1950), Ге­рой Соц. Тру­да (1971).

В 1924 окон­чил Ле­нингр. ин-т сце­нич. ис­кусств (мас­тер­ская Л. С. Вивь­е­на). В 1924–32, 1933–72 в Ле­нингр. те­ат­ре дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на, в 1932–33 в Са­мар­ском те­ат­ре им. М. Горь­ко­го. Ро­ли: Са­тин («На дне» М. Горь­ко­го), Фе­дя Про­та­сов («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го), Мат­ти­ас Клау­зен («Пе­ред за­ходом солн­ца» Г. Га­упт­ма­на), Саль­е­ри («Ма­лень­кие тра­ге­дии» А. С. Пуш­ки­на) и др. С 1924 в ки­но. Ге­рои мо­ло­до­го С. – ли­хие пар­ни, не­со­мнен­ные ли­де­ры («Крас­ные пар­ти­за­ны», «Де­вя­тое ян­варя», «Кас­тусь Ка­ли­нов­ский», «Ка­ин и Ар­тём», «Ча­па­ев», «Го­ря­чие де­нёч­ки»). Роль Пет­ра I в од­но­им. филь­ме (1937, 1939; Гос. пр. СССР, 1941) ста­ла вер­ши­ной твор­че­ст­ва ак­тё­ра это­го пе­рио­да и эта­ло­ном эк­ран­но­го и сце­нич. во­пло­ще­ния об­раза ца­ря Пет­ра на дол­гие го­ды. С 1950-х гг. пе­ре­шёл на воз­рас­тные ро­ли; сре­ди них луч­шие: хи­рург Пес­ков («Серд­це бьёт­ся вновь…»), Хар­лам­пий («Где-то есть сын»), Ди­рек­тор во­ен. за­во­да («Ра­бо­чий по­сё­лок»), кар­ди­нал Мон­та­нел­ли («Овод»), док­тор Саль­ва­тор («Че­ло­век-ам­фи­бия»), Иван Фля­гин (т/ф «Оча­ро­ван­ный стран­ник»). По­след­няя зна­чит. ра­бо­та – роль по­ли­цей­ско­го ко­мис­са­ра Бер­ла­ха, пе­ред ли­цом смер­ти всту­пив­ше­го в пси­хо­ло­гич. схват­ку с во­ен. пре­ступ­ни­ком (т/ф «По­след­нее де­ло ко­мис­са­ра Бер­ла­ха»). Со­хра­няю­щие ду­хов­ный ари­сто­кра­тизм, стои­че­ски встре­чаю­щие жиз­нен­ные ис­пы­та­ния ге­рои С. во­пло­ща­ли во мно­гом ут­ра­чен­ные в сов. об­ще­ст­ве чер­ты, воз­вра­щая зри­те­лю об­раз преж­ней Рос­сии. В Ле­нингр. те­ат­ре им. Пуш­ки­на совм. с М. И. Воль­ским по­ста­вил спек­так­ли: «Бес­при­дан­ни­ца» А. Н. Ост­ров­ско­го (1936), «Оч­ная став­ка» брать­ев Тур и Л. Р. Шей­ни­на (1938), «Зы­ко­вы» Горь­ко­го (1940). С. по­свя­щён до­ку­мен­таль­ный ф. «Мир Ни­ко­лая Си­мо­но­ва» В. M. Шре­де­ля (1974).

Гос. пр. СССР (1947), Гос. пр. РСФСР (1973). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1938, 1967, 1971).