https://sun9-8.userapi.com/impg/eaxxhhVkmTIEtun2yF8Pif60yhDC273g6X8jJA/nudCe5R9eKk.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=d5e59e7378ef860b6d42d14b5532b4eb&type=album
фото: m.polit.ru

Этьен Фальконе (Etienne Maurice Falconet). Французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Автор монумента великого Петра I в Санкт-Петербурге.

Этьен Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 года в городе Париж, Франция. Мальчик являлся сыном простого столяра. Семья происходила из провинции Савойя. Первые навыки в обращении со скульптурным материалом получил, в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика. Учителем и близким другом Этьена выступал Жан-Луи Лемуан, скульптор и портретист самого короля. К нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже.

Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, городе, который являлся для него школой художественного мастерства. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Он ни разу не был Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. С произведениями античных мастеров познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.

Судьба не слишком баловала мастера. Только в 1748 году ему поручили создать группу «Франция, обнимающая бюст Людовика XV». Однако работа оказалась неудачной. Одной из последующих работ, исполненных Фальконе в 1752 году по королевским заказам, стала мраморная статуя «Музыка». Пенсию получил только через три года.

В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Святого Роха. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет, почти до самого отъезда скульптора в Россию. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с 1757 года работать на Севрской мануфактуре. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Сотрудничая с Франсуа Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал работать самостоятельно. Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые блестяще использовал.

В 1757 году Этьенн Фальконе получил назначение директором Севрской фарфоровой мануфактуры, находившейся под покровительством маркизы де Помпадур, для которой создал множество сразу вошедших в моду статуэток из «бисквита»: из фарфора без покрытия глазурью с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Известна его «Психея».

В этот период скульптор создал образы сидящей девочки-подростка с розами у ног «Флора», девушки в античном хитоне с голубем «Нежная грусть», ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион «Пигмалион и Галатея». Шедевром является его статуя «Зима», начатая по заказу мадам де Помпадур и завершенная в 1771 году, о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро.

Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации. Она стоит, опираясь о высокий пень, изящным жестом слегка придерживая легкую ткань у бедра и пробуя воду кончиками пальцев ноги. Голова купальщицы чуть наклонена, что красиво подчеркивает гибкую линию шеи, лицо с несколько удлиненным овалом сохраняет детскую округлость: самые простые мотивы под резцом Фальконе становятся убедительными и поэтически выразительными.

По совету Дидро российская императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска сделан еще в Париже. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло.

Отливка конной статуи окончена в 1775 году. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе. Через три года Этьен, недовольный русским двором и считая себя вознагражденным ниже своих заслуг, уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента.

Работы по подъему и установке монумента выполнил архитектор Юрий Фельтен по расчетам Фальконе. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа 1782 года. Благодаря поэту Александру Пушкину, использовавшему сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра стали называть «Медный всадник».

Но Фальконе не суждено присутствовать при этом долгожданном событии. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. После открытия памятника, на которое скульптора даже не пригласили, Екатерина послала ему две медали: золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Скульптор расплакался.

Таковым стало последнее событие в жизни Фальконе, связанное с памятником Петру. Вскоре, с мастером случился апоплексический удар, приведший к параличу.

Этьенн Морис Фальконе скончался 24 января 1791 года в Париже.

СЕМЬЯ Этьена Фальконе
Сын - Пьер Этьен Фальконе, живописец. До 1773 года жил в Лондоне, где написал много портретов. Во время пребывания своего отца в Санкт-Петербурге создал несколько портретов Екатерины II, цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I, и его первой супруги. Был женат на талантливой ученице своего отца - скульпторе Мари Анн Колло (1748-1821).

ТВОРЧЕСТВО Этьена Фальконе
«Падение Польши»
«Прославление Екатерины II»
«Дюбарри, танцующая перед Людовиком ХV»
«Венера и Амур»
«Три Грации»
«Исправление»
«Вознаграждение»