https://sun9-38.userapi.com/impg/Fa6Um0ksFMxjcNViPSx0v6cvz5iDy1OzWnf4eg/8CfoeUW1nE0.jpg?size=834x1080&quality=96&sign=b2bd78e68dae10db9f08e7f4840a346f&type=album
фото: mavink.com

СВИФТ (Swift) Джо­на­тан (30.11.1667, Дуб­лин – 19.10.1745, там же), англ. пи­са­тель. Из се­мьи чи­нов­ни­ка, ра­но оси­ро­тел, вос­пи­ты­вал­ся у род­ст­вен­ни­ков.

Учил­ся в Три­ни­ти-кол­лед­же Дуб­лин­ско­го ун-та (1682–88). В 1689 пе­ре­ехал в Анг­лию, ра­бо­тал сек­ре­та­рём. В 1695 при­нял ду­хов­ный сан Анг­ли­кан­ской церк­ви; в 1701 по­лу­чил в Окс­фор­де сте­пень д-ра бо­го­сло­вия. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт: оды «Вилья­му Сэн­кроф­ту» («To Dr. William San­croft», 1690), «Кон­гри­ву» («To Congre­ve», 1693). Вы­сту­пал как пуб­ли­цист; из­на­чаль­но сим­па­ти­зи­ро­вал пар­тии ви­гов, с 1710 под­дер­жи­вал то­ри. По­сле смер­ти по­кро­ви­тель­ст­во­вав­шей кон­сер­ва­то­рам Ан­ны Стю­арт пе­ре­ехал в Дуб­лин (1714), где стал де­ка­ном со­бо­ра Св. Пат­ри­ка. Зна­чит. часть творч. на­сле­дия С. со­став­ля­ют ост­ро­са­ти­рич. пам­фле­ты со­ци­аль­но-по­ли­тич. и ре­лиг. на­прав­лен­но­сти; наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зо­ва­лись «Бит­ва книг» («The battle of the books»), где С. вы­сту­пил за пе­ре­ос­мыс­ле­ние и творч. ис­поль­зо­ва­ние ан­тич­ной по­эзии, и «Сказ­ка боч­ки» («A tale of a tub», обе изд. ано­ним­но в 1704), на­пи­сан­ная в фор­ме па­ро­дий­но­го жи­тия трёх брать­ев (Пет­ра, Мар­ти­на и Дже­ка), в ко­то­рой С. под­верг ос­мея­нию 3 вет­ви хри­сти­ан­ст­ва – ка­то­ли­цизм, Анг­ли­кан­скую цер­ковь и край­ний про­тес­тан­тизм пу­ри­тан. В пам­фле­тах «Пись­ма су­кон­щи­ка» («The dra­pier’s letters», pt. 1–2, 1724–25), «Скром­ное пред­ло­же­ние» («A modest proposal», 1729) и др. от­стаи­вал ин­те­ре­сы ирл. на­ро­да, об­ли­чая англ. по­ли­ти­ку в Ир­лан­дии. Ши­ро­кую ми­ро­вую из­вест­ность сни­скал со­че­таю­щий эле­мен­ты фан­та­сти­ки, уто­пии и прит­чи ро­ман-тет­ра­ло­гия «Пу­те­ше­ст­вия в не­ко­то­рые от­да­лён­ные стра­ны све­та Ле­мю­эля Гул­ли­ве­ра, сна­ча­ла хи­рур­га, а за­тем ка­пи­та­на не­сколь­ких ко­раб­лей» («Travels into several remote nations of the world. By Lemuel Gulliver, first a surgeon, and then a captain of se­ve­ral ships», созд. в 1720–25, изд. в 1726–1727; 1-й рус. пер. Е. Н. Кар­жа­ви­на, 1772–73; пол­ный рус. пер. 1902; не­од­но­крат­ные эк­ра­ни­за­ции, в т. ч. реж. Ж. Мель­е­са, 1902, реж. Р. Лет­тер­ма­на, 2010; мно­го­числ. пе­ре­ска­зы и адап­та­ции для де­тей, в т. ч. ани­мац. фильм «Но­вый Гул­ли­вер» реж. А. Л. Птуш­ко, 1935). Рас­ска­зы­вая о пу­те­ше­ст­ви­ях Гул­ли­ве­ра к ли­ли­пу­там, ве­ли­ка­нам, ла­пу­тя­нам, а так­же бла­го­род­ным и ум­ным ло­ша­дям (гу­игн­гнмам), про­ти­во­стоя­щим по­гряз­шим в по­ро­ках че­ло­ве­ко­по­доб­ным су­ще­ст­вам (йе­ху), С., при­бе­гая к гро­те­ску и ал­ле­го­рии, ра­зо­бла­чал совр. ему англ. по­ряд­ки. Уже в 19 в. это ув­ле­ка­тель­ное и не ли­шён­ное на­зи­да­тель­но­сти про­из­ве­де­ние ста­ло од­ним из клю­че­вых тек­стов дет­ской ли­те­ра­ту­ры. Не­пре­взой­дён­ный об­ра­зец англ. мо­раль­но-по­ли­тич. са­ти­ры, ро­ман С., от­ра­зив­ший идео­ло­гич. ус­та­нов­ки ран­не­го англ. Про­све­ще­ния, ока­зал зна­чит. влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие лит-ры, в т. ч. на твор­че­ст­во Г. Фил­дин­га, Т. Смол­лет­та, Л. Стер­на, Дж. Бай­ро­на, А. Фран­са, Б. Шоу, Б. Брех­та и др. Ав­тор «Сти­хов на смерть док­то­ра Свиф­та» («Verses on the death of Dr. Swift», 1731), по­эмы «Клуб ле­гио­на» («The legion club», 1736), вы­смеи­вав­шей англ. пар­ла­мент, а так­же пи­сем, часть ко­то­рых бы­ла из­да­на по­сле смер­ти С. как эпи­сто­ляр­ный ро­ман под назв. «Днев­ник для Стел­лы» («The journal to Stella», 1766–68, рус. пер. 1981), имев­ший боль­шой ус­пех.