фото: belcanto.ru
ДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Гаэтано (Доменико Гаэтано Мария) (29.11.1797, Бергамо – 8.4.1848, там же), итал. композитор. Из бедной семьи (отец работал швейцаром).
Изучал гармонию и контрапункт у С. Майра, в 1815–17 учился в Болонской конс. (филармонич. лицее) у С. Маттеи (композиция). Ранние оперы («Пигмалион», 1816; «Энрико, граф Бургундский», пост. в 1818; «Пётр Великий», пост. в 1819; обе – в Венеции) написаны в стиле Майра, в дальнейшем Д. испытал влияние Дж. Россини. Успехом пользовались его оперы «Зораида Гранадская» (пост. в 1822, Рим), «Цыганка» (пост. в 1822, Неаполь). В 1822 Д. переехал в Неаполь, в 1828–38 был директором королевских театров, с 1834 проф. консерватории. К нач. 1830-х гг. композитор выработал свой оригинальный стиль. Образец «неистового» романтизма Д. – опера «Анна Болейн» (либр. Ф. Романи по одноим. трагедии А. Э. Пеполи и драме «Генрих VIII» М. Ж. Шенье, пост. в 1830, Милан, театр «Каркано»; в гл. ролях выступили Дж. Паста и Дж. Б. Рубини), отмеченная непрерывностью муз. развития; в мелодич. стиле оперы сказалось влияние кантилены В. Беллини. В опере «Лукреция Борджиа» (либр. Романи по В. Гюго, пост. в 1833, Милан, «Ла Скала») заметно преобладание ансамблей над сольными номерами.
В наиболее популярной опере Д. «Лючия ди Ламмермур» (либр. С. Каммарано по В. Скотту, пост. в 1835, Неаполь, «Сан-Карло») воспроизведён шотл. муз. колорит. В кульминации оперы (сцена сумасшествия Лючии) для создания фантастич. эффекта использована стеклянная гармоника. «Анне Болейн» и «Лючии» драматургически близка опера «Роберто Деверё» (либр. С. Каммарано по «Елизавете Английской» Ф. Лансело, пост. в 1837, Неаполь, «Сан-Карло»), венчаемая чрезвычайно сложной для исполнения сольной сценой гл. героини – королевы Елизаветы I Тюдор.
Оперой «Марино Фальеро» (1835) началось сотрудничество композитора с «Театр Итальен» в Париже, куда Д. переехал в 1838. В том же году Д. создал оперу «Полиевкт» (либр. Каммарано по П. Корнелю), которая была впервые поставлена в новой редакции на франц. яз. под назв. «Мученики» (либр. Э. Скриба, пост. в 1840, Парижская опера). Франц. и итал. традиции сплелись в комич. опере «Дочь полка» (либр. Ж. А. Вернуа де Сен-Жоржа и Ж. Ф. А. Байяра, пост. в 1840, Париж, «Опера-Комик») и в серьёзной «большой опере» «Фаворитка» (либр. А. Руайе и Г. Ваэза, пост. в 1840, Парижская опера).
С 1842 Д. – капельмейстер австр. двора. Для Вены написаны оперы «Линда ди Шамуни» (в жанре семисериа, либр. Г. Росси, пост. в 1842) и «Мария ди Роган» (либр. С. Каммарано, пост. в 1843, обе – «Кернтнертортеатер»). Последние оперы Д. – «Дон Себастьян Португальский» (пост. в 1843, Парижская опера) и «Катерина Корнаро» (пост. в 1844, «Сан-Карло»). Всего им написано ок. 70 опер, более 30 кантат, духовные произведения (в т. ч. Реквием), более 200 романсов и песен, ариетты, симфонии и др. оркестровые пьесы, вокальные и инструментальные ансамбли (в т. ч. 18 струнных квартетов).
Творчество Д. знаменует кульминацию развития итал. романтич. бельканто. Трагич. коллизии, действенные, конфликтные ансамбли и грандиозные массовые сцены его опер оказали влияние на Дж. Верди. Д. равно удавались серьёзные и комич. оперы; среди последних особым остроумием и в то же время поэтичностью выделяются «Любовный напиток» (либр. Ф. Романи по Э. Скрибу, пост. в 1832, Милан, театр «Каноббьяна»), в которой традиции оперы-буффа соединяются с романтич. лиризмом (популярен романс Неморино), и «Дон Паскуале» (либр. Дж. Руффини и Д., пост. в 1843, Париж, «Театр Итальен»).
Его брат Джузеппе Доницетти (1788–1856) – дирижёр и композитор, с 1828 руководитель воен. оркестров Оттоманской империи.