фото: club.nrcki.ru
КАРМЕН Роман Лазаревич [16(29).11.1906, Одесса – 28.4.1978, Москва], рос. режиссёр, сценарист, оператор документального кино, засл. деят. искусств РСФСР (1957), засл. деят. искусств Азерб. ССР (1959), нар. арт. СССР (1966), Герой Соц. Труда (1976).
В 1932 окончил операторское отделение Гос. ин-та кинематографии в Москве. С нач. 1920-х гг. фотокорреспондент газ. «Вечерняя Москва», журналов «30 дней», «Огонёк» и др. С кон. 1920-х гг. в документальном кино. В выпусках «Союзкиножурнала» 1932–35 оперативный кинорепортаж К. обрёл эмоционально-психологич. черты, трансформируясь в портретный очерк благодаря точности наблюдений и монтажа (сюжеты «Дома», «Отчёт Анны Масоновой», «Очерк о стахановце Иване Гудове», «Негр Робинсон – депутат Моссовета» и др.). В 1936 уехал в Испанию (снимал кино, сражаясь в рядах интербригад), затем в Китай. Материалы поездок легли в основу киножурналов о событиях в Испании (20 выпусков, 1936–37) и «Китай в борьбе» (3 выпуска, 1938), а также фильмов «Испания» (реж. Э. И. Шуб), «В особом районе Китая» (реж. М. Я. Слуцкий), оба – 1939, «В Китае» (1941, реж., оператор и автор текста К.) и др. Совм. со Слуцким руководил съёмкой и монтажом крупных, организационно и технически сложных документальных лент «Седовцы» (1939) и «День нового мира» (1940; Гос. пр. СССР, 1942). В годы Вел. Отеч. войны был фронтовым кинооператором, собрал уникальный документальный материал для киножурналов и фильмов: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, режиссёры Л. В. Варламов и И. П. Копалин, в зарубежном прокате – «Москва даёт отпор»), «Ленинград в борьбе» (1942, режиссёры К., Н. Г. Комаревцев, В. М. Соловцов, Е. Ю. Учитель), «От Вислы до Одера» (1945, реж. В. Н. Беляев), «Берлин» (1945, реж. Ю. Я. Райзман) и др. Создал монументальный ф. «Суд народов» (1947, совм. с Е. И. Свиловой; Гос. пр. СССР, 1947), в т. ч. на основе собственных кинонаблюдений во время Нюрнбергского процесса. После Вел. Отеч. войны политич. конъюнктура отразилась в ряде фильмов К. о союзных республиках, но искреннее внимание к простому человеку и его труду выделяет его ф. «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953). Романтич. и героич. пафос пронизывал творчество К. в послевоенные десятилетия, география его съёмок включала осн. горячие точки мира: «Пылающий остров» (1961), «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1967, совм. с К. М. Симоновым), «Пылающий континент» (1973), «Сердце Корвалана» (1975, пр. Мкф в Оберхаузене). В лучших фильмах К. отеч. и мировая история осмыслена на основе личного опыта соучастника мн. значимых событий. Вернулся к теме Вел. Отеч. войны в ф. «Великая Отечественная» (2 серии, 1965), также руководил первым сов.-амер. документальным проектом «Великая Отечественная» (1979, 20 фильмов; К. – режиссёр фильмов «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»). Автор публицистич. и историко-теоретич. статей о документальном кино. С 1960 преподавал во ВГИКе (вёл мастерскую режиссёров-документалистов), проф. (с 1970). Ленинская пр. (1960), Гос. пр. СССР (1952, 1975). Награждён 2 орденами Ленина.