https://sun9-49.userapi.com/impg/Dy3zuSZPHPTN7z-NX_7t4R5Ne59b1vPkN7a_0Q/5i3b4Lf3tac.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=3c4a37cee5a3db8bb6cbae18a4fff106&type=album
фото: club.nrcki.ru

КАРМЕН Ро­ман Ла­за­ре­вич [16(29).11.1906, Одес­са – 28.4.1978, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, сце­на­рист, опе­ра­тор до­ку­мен­таль­но­го ки­но, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1957), засл. де­ят. ис­кусств Азерб. ССР (1959), нар. арт. СССР (1966), Ге­рой Соц. Тру­да (1976).

В 1932 окон­чил опе­ра­тор­ское от­де­ле­ние Гос. ин-та ки­не­ма­то­гра­фии в Мо­ск­ве. С нач. 1920-х гг. фо­то­кор­рес­пон­дент газ. «Ве­чер­няя Мо­ск­ва», жур­на­лов «30 дней», «Ого­нёк» и др. С кон. 1920-х гг. в до­ку­мен­таль­ном ки­но. В вы­пус­ках «Со­юз­ки­но­жур­на­ла» 1932–35 опе­ра­тив­ный ки­но­ре­пор­таж К. об­рёл эмо­цио­наль­но-пси­хо­ло­гич. чер­ты, транс­фор­ми­ру­ясь в порт­рет­ный очерк бла­го­да­ря точ­но­сти на­блю­де­ний и мон­та­жа (сю­же­ты «До­ма», «От­чёт Ан­ны Ма­со­но­вой», «Очерк о ста­ха­нов­це Ива­не Гу­до­ве», «Негр Ро­бин­сон – де­пу­тат Мос­со­ве­та» и др.). В 1936 уе­хал в Ис­па­нию (сни­мал ки­но, сра­жа­ясь в ря­дах ин­тер­бри­гад), за­тем в Ки­тай. Ма­те­риа­лы по­ез­док лег­ли в ос­но­ву ки­но­жур­на­лов о со­бы­ти­ях в Ис­па­нии (20 вы­пус­ков, 1936–37) и «Ки­тай в борь­бе» (3 вы­пус­ка, 1938), а так­же филь­мов «Ис­па­ния» (реж. Э. И. Шуб), «В осо­бом рай­оне Ки­тая» (реж. М. Я. Слуц­кий), оба – 1939, «В Ки­тае» (1941, реж., опе­ра­тор и ав­тор тек­ста К.) и др. Совм. со Слуц­ким ру­ково­дил съём­кой и мон­та­жом круп­ных, ор­га­ни­за­ци­он­но и тех­ни­че­ски слож­ных до­ку­мен­таль­ных лент «Се­до­вцы» (1939) и «День но­во­го ми­ра» (1940; Гос. пр. СССР, 1942). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны был фрон­то­вым ки­но­опе­ра­то­ром, со­брал уни­каль­ный до­ку­мен­таль­ный ма­те­ри­ал для ки­но­жур­на­лов и филь­мов: «Раз­гром не­мец­ких войск под Мо­ск­вой» (1942, ре­жис­сё­ры Л. В. Вар­ла­мов и И. П. Ко­па­лин, в за­ру­беж­ном про­ка­те – «Мо­ск­ва да­ёт от­пор»), «Ле­нин­град в борь­бе» (1942, ре­жис­сё­ры К., Н. Г. Ко­ма­рев­цев, В. М. Со­лов­цов, Е. Ю. Учи­тель), «От Вис­лы до Оде­ра» (1945, реж. В. Н. Бе­ля­ев), «Бер­лин» (1945, реж. Ю. Я. Райз­ман) и др. Соз­дал мо­ну­мен­таль­ный ф. «Суд на­ро­дов» (1947, совм. с Е. И. Сви­ло­вой; Гос. пр. СССР, 1947), в т. ч. на ос­но­ве соб­ст­вен­ных ки­но­на­блю­де­ний во вре­мя Нюрн­берг­ско­го про­цес­са. По­сле Вел. Отеч. вой­ны по­ли­тич. конъ­юнк­ту­ра от­ра­зи­лась в ря­де филь­мов К. о со­юз­ных рес­пуб­ли­ках, но ис­крен­нее вни­ма­ние к про­сто­му че­ло­ве­ку и его тру­ду вы­де­ля­ет его ф. «По­весть о неф­тя­ни­ках Кас­пия» (1953). Ро­ман­тич. и ге­ро­ич. па­фос про­ни­зы­вал твор­че­ст­во К. в по­сле­во­ен­ные де­ся­ти­летия, гео­гра­фия его съё­мок вклю­ча­ла осн. го­ря­чие точ­ки ми­ра: «Пы­лаю­щий ост­ров» (1961), «Гре­на­да, Гре­на­да, Гре­на­да моя…» (1967, совм. с К. М. Си­мо­но­вым), «Пы­лаю­щий кон­ти­нент» (1973), «Серд­це Кор­ва­ла­на» (1975, пр. Мкф в Обер­хау­зе­не). В луч­ших филь­мах К. отеч. и ми­ро­вая ис­то­рия ос­мыс­ле­на на ос­но­ве лич­но­го опы­та со­уча­ст­ни­ка мн. зна­чи­мых со­бы­тий. Вер­нул­ся к те­ме Вел. Отеч. вой­ны в ф. «Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная» (2 се­рии, 1965), так­же ру­ко­во­дил пер­вым сов.-амер. до­ку­мен­таль­ным про­ек­том «Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная» (1979, 20 филь­мов; К. – ре­жис­сёр филь­мов «22 ию­ня 1941» и «Не­из­вест­ный сол­дат»). Ав­тор пуб­ли­ци­стич. и ис­то­ри­ко-тео­ре­тич. ста­тей о до­ку­мен­таль­ном ки­но. С 1960 пре­по­да­вал во ВГИКе (вёл мас­тер­скую ре­жис­сё­ров-до­ку­мен­та­ли­стов), проф. (с 1970). Ле­нин­ская пр. (1960), Гос. пр. СССР (1952, 1975). На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.