фото: prod.steinway.com
РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич [16(28).11.1829, с. Выхватинец Балтского у. Подольской губ., ныне с. Выхватинцы близ г. Рыбница, Молдавия – 8(20).11.1894, Петергоф; похоронен в С.-Петербурге], рос. пианист, дирижёр, композитор, обществ. деятель, критик, педагог. Из небогатой евр. семьи земельного арендатора, позднее купца.
В 1831 семья приняла православие и к 1832 переехала в Москву. Игре на фп. с 1833 учился у матери, с 1837 у А. И. Виллуана. Выступал с 1839, в 1840–43 концертировал в Европе. В 1844–48 гл. обр. в Берлине и Вене, брал уроки теории музыки у З. Дена. С 1848 в С.-Петербурге, познакомился с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, Матвеем Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским. С 1852 по приглашению вел. кн. Елены Павловны работал аккомпаниатором в её дворце. В 1854–1858 концертировал за границей; значит. роль в худож. развитии Р. сыграло общение с Ф. Листом. В 1858 в Веймаре под упр. Листа состоялась премьера оратории Р. «Потерянный рай». Один из организаторов и руководителей Русского музыкального общества (РМО) в С.-Петербурге, инициатор открытия отделений РМО в Москве (директор – его брат Н. Г. Рубинштейн), Киеве, Харькове, Саратове. Один из организаторов первой в России Санкт-Петербургской консерватории (в 1862–67 и 1887–91 её директор и проф.; среди первых учеников Р. – П. И. Чайковский, Г. А. Ларош). В 1867–87 Р. особенно много выступал: в России, Европе (в 1871–72 артистич. директор Об-ва друзей музыки в Вене), США (1872–73). Приобрёл мировую славу как пианист. В 1885–86 дал серию фп. Историч. концертов в крупнейших городах России и Европы, в 1886–87 – 10 симфонич. Историч. концертов в С.-Петербурге. В 1874 обосновался в собств. доме в Петергофе, куда возвращался из зарубежных поездок. После смерти брата (1881) активизировалась деятельность Р. в качестве дирижёра ИРМО, в 1889 он сформировал Оркестр ИРМО и в сезоне 1889–90 провёл 16 общедоступных симфонич. концертов. В 1887–89 в С.-Петерб. конс. читал открытый курс лекций по истории фп. музыки. Основатель и председатель жюри Междунар. конкурса композиторов и пианистов (1890, проводился на средства Р.). В последние годы жил преим. в Дрездене, продолжал педагогич., концертную и лит. деятельность; последние публичные выступления состоялись в 1894.
В обширном фп. репертуаре осн. место занимали сочинения Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана и собственные. Для исполнительского стиля характерна героич. мужественность; бурный темперамент сообщал его игре образную силу, крупный штрих. Под влиянием Р. сформировалось неск. поколений рус. и зарубежных пианистов. Пианизму Р. родствен его дирижёрский стиль.
В творч. наследии, в целом несколько эклектичном, осн. место принадлежит сценич. жанрам, лучшее и самое известное сочинение – лирико-психологич. опера «Демон» (по одноим. поэме М. Ю. Лермонтова, 1875, петерб. Мариинский театр). При жизни Р. в нескольких европ. городах была поставлена большая героич. опера «Маккавеи» (по драме О. Людвига, 1875, Берлин; в 1877 пост. в Мариинском театре под управлением автора). Среди др. опер – «Дети степей» («Die Kinder der Heide», Вена, 1861), «Фераморс» («Лалла Рук», по Т. Муру, Дрезден, 1863), «Нерон» (на текст Ж. Барбье, Гамбург, 1879; популярна эпиталама «Пою тебе, бог Гименей»). Автор 6 симфоний и др. сочинений для оркестра, 5 концертов для фп. с оркестром, значит. количества камерно-инструментальной музыки, фп. пьес, хоров, романсов и песен.