фото: thoughtco.com
БЛЕЙК (Blake) Уильям (28.11.1757, Лондон – 12.8.1827, там же), англ. поэт, живописец и гравёр. Сын мелкого лавочника.
С 1767 обучался в Лондоне – в частных школах рисованию и гравюре (у Дж. Безайра в 1772–79), затем в АХ (1779–80). Особое влияние на иск-во Б. оказало изучение (зарисовки) ср.-век. скульптуры, творчество Дж. Флаксмена, И. Г. Фюсли, также Микеланджело. Уже в 1780-е гг. он сосредоточился на мире своих «апокалиптических» и «пророческих» видений, воплощаемых, однако, в строгой, жёстко линеарной манере, – рисунок всецело доминирует над живописью; атлетич. тела (Б. никогда не рисовал с натуры) становились гл. символами этих мистич. посланий. Примыкал к кружку лондонских «якобинцев», дружил с У. Годвином и Т. Пейном. Лит. дебют – сб. «Поэтические наброски» («Poetical sketches», 1783). Самые известные поэтич. произведения – мистико-пасторальный, проникнутый светлыми чувствами и верой в благостность божественных установлений цикл «Песни невинности» («Songs of innocence», 1789), в котором нашло отражение увлечение Б. идеями Э. Сведенборга, и противоположный ему по духу, отмеченный скептицизмом и ощущением трагизма жизни цикл «Песни опыта» («Songs of experience», 1794). Осмысляя свои произведения в качестве вербально-визуальных проповедей, Б. применял особый метод «иллюминированной» печати, родственный ср.-век. миниатюре, но рассчитанный на тиражное воспроизведение. Пользуясь разработанной им техникой «рельефного офорта», он сам издавал свои книги, при создании которых рукописный текст и иллюстрации гравировались вместе, печатались, затем раскрашивались от руки. Так достигалось органич. единство слова и изображения, усиленное и пластикой фигур, зримо вовлечённых в игру космич. стихий.
Философско-эстетич. взгляды Б. (неприятие рационализма и материализма, культ воображения как высшей способности человека, открывающей ему «мир вечности», и др.) нашли наиболее полное выражение в его эпич. поэмах [т. н. «Пророческие книги» («Prophetic books», 1789–1820)]: «Книга Тэль» («The book of Thel», 1789), «Французская революция» («The French revolution», 1791), «Видения дочерей Альбиона» («Visions of the daughters of Albion»), «Бракосочетание небес и ада» («The marriage of Heaven and Hell»), «Америка» («America», все 1793), «Европа» («Europe», 1794), «Четыре Зоа» («The four Zoas», 1805), «Мильтон» («Milton, 1808), «Иерусалим» («Jerusalem», 1804–20) и др. Поэмы в зашифрованной аллегорич. форме воссоздают историю человечества как серию битв между враждебными силами (разумом и воображением, материей и духом и др.).
В изобразит. творчестве Б. с годами всё большее значение приобретали эффекты контрастной светотени и таинственно мерцающего колорита. Помимо оформления своих поэм создал серии акварельных и гравюрных иллюстраций к «Ночным думам» Э. Юнга (1797), произведениям Дж. Мильтона (с 1804), Книге Иова (1818–25), произведениям Вергилия (1821; миниатюрные ксилографии), «Божественной комедии» Данте (1825–27). Наследие Б. – раннее проявление романтич. поэтики и вместе с тем одно из предвозвестий символизма. При жизни Б. практически не был признан; известность его началась с обнаруженной в 1847 Д. Г. Россетти тетради с рисунками и стихами Б. (т. н. «Манускрипт Россетти»). Прерафаэлиты увидели в Б. своего предшественника. Как «апостол священного культа эротики» он оказал влияние на Д. Г. Лоуренса, как поэт – на амер. битников.