https://sun9-25.userapi.com/impg/GnRlXx1HO-6vLYgNDhheSutL6_pEaJ-Bvy7_3A/VrOaOvVYtPk.jpg?size=1024x768&quality=96&sign=f75ff0b315e31caaa17722d62b7e48fa&type=album
фото: fb.ru

СИМОНОВ Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич (наст. имя Ки­рилл) [15(28).11.1915, Пет­ро­град – 28.8.1979, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель. Окон­чил Лит. ин-т им. А. М. Горь­ко­го в Мо­ск­ве (1938). В 1939 во­ен. кор­рес­пон­дент на Хал­хин-Го­ле (Мон­го­лия). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны кор­рес­пон­дент газ. «Крас­ная звез­да». Гл. ре­дак­тор ж. «Но­вый мир» (1946–50, 1954–58), «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты» (1950–54). Сек­ре­тарь СП СССР (1946–59, 1967–79). Деп. ВС СССР (1946–54).

На­чал пе­ча­тать­ся как по­эт в 1934. Из­вест­ность при­нес­ли по­эмы «По­бе­ди­тель» (1937, о Н. А. Ост­ров­ском), «Па­вел Чёр­ный», «Ле­до­вое по­бои­ще» (обе 1938), «Су­во­ров» (1939). Де­бю­ти­ро­вал как дра­ма­тург пье­сой «Ис­то­рия од­ной люб­ви» (пост. в 1940; но­вая ред. опубл. в 1954). Ши­ро­кое при­зна­ние по­лу­чи­ла ли­ри­ка С. во­ен. лет, яс­ная по сти­лю, про­ник­ну­тая жи­вым че­ло­ве­че­ским чув­ст­вом и до­ве­рит. ин­то­на­ци­ей; её гл. те­мы – вой­на и лю­бовь: «Жди ме­ня, и я вер­нусь…», «Ты пом­нишь, Алё­ша, до­ро­ги Смо­лен­щи­ны…» (оба – 1941) и др. Те­ма вой­ны – в цен­тре про­зы: по­весть о Ста­лин­гра­де «Дни и но­чи» (1943–44; Гос. пр. СССР, 1946; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1944); ро­ма­ны «То­ва­ри­щи по ору­жию» (1952), три­ло­гия «Жи­вые и мёрт­вые» [ро­ма­ны: «Жи­вые и мёрт­вые» (1959, эк­ра­ни­зи­ро­ван в 1964), где впер­вые по­ка­за­но по­ра­же­ние Крас­ной Ар­мии в пер­вые ме­ся­цы вой­ны, а так­же под­нят во­прос о ви­не в этом И. В. Ста­ли­на; «Сол­да­та­ми не ро­ж­да­ют­ся» (1963–64), «По­след­нее ле­то» (кн. 1–2, 1970–71) – Ле­нин­ская пр., 1974]. Ав­тор книг сти­хов «На­стоя­щие лю­ди» (1938), «Ли­ри­че­ский днев­ник», «С то­бой и без те­бя», «Фрон­то­вые сти­хи» (все 1942), «Дру­зья и вра­ги» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Вьет­нам, зи­ма се­ми­де­ся­то­го...» (1971) и др.; пьес «Па­рень из на­ше­го го­ро­да» (1941; Гос. пр. СССР, 1942; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1942), «Рус­ские лю­ди» (1942; Гос. пр. СССР, 1943; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1943 под назв. «Во имя Ро­ди­ны», ре­жис­сё­ры В. И. Пу­дов­кин, Д. И. Ва­силь­ев), «Рус­ский во­прос» (1946; Гос. пр. СССР, 1947; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1948, реж. М. И. Ромм), «Чу­жая тень» (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Чет­вёр­тый» (1961, эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1972). По сце­на­ри­ям С. по­став­ле­ны филь­мы «Жди ме­ня» (реж. А. Б. Стол­пер, 1943), «Бес­смерт­ный гар­ни­зон» (1956, реж. Э. К. Тис­сэ), «Нор­ман­дия – Не­ман» (1960, совм. с Ш. Спаа­ком и Э. Трио­ле), «Слу­чай с По­лы­ни­ным» (1971), «Два­дцать дней без вой­ны» (1977, реж. А. Ю. Гер­ман) и др.

На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1965, 1971, 1974).