фото: izbrannoe.com
ТАРКО́ВСКИЙ Андрей Арсеньевич (4.4.1932, с. Завражье Юрьевецкого р-на Ивановской Промышленной обл., ныне Кадыйского р-на Костромской обл. – 29.12.1986, Париж), рос. режиссёр, сценарист, нар. арт. РСФСР (1980). Сын поэта А. А. Тарковского. В 1961 окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). Авторский почерк Т., его склонность к поэтич. киноязыку проявились уже в студенч. опытах. Дипломной работой стал ф. «Каток и скрипка» (1960, пр. фестиваля студенч. фильмов в Нью-Йорке) о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и рабочего, укладывающего асфальт. Вместе с соавтором сценария, А. С. Кончаловским, разделял новый взгляд на киноискусство, сформировавшийся под влиянием итал. неореализма, франц. «новой волны», классич. япон. кино. Этот взгляд предполагал отрицание голливудской или (что было для них синонимом) сталинской монументальной эстетики. Настоящее кино в понимании Т. отличалось живыми фактурами и подлинными ритмами: впоследствии эти идеи оформились в концепцию «запечатлённого времени». Самостоят. полнометражный дебют Т. – «Иваново детство» (1962, пр. Мкф в Венеции). Положенный в основу рассказ В. О. Богомолова превратился в кинопоэму о жестоко деформированном войной мире подростка. Т. стал лидером поколения, пришедшего вслед за режиссёрами-фронтовиками. Вместе с Кончаловским написал сценарий «Страсти по Андрею», по которому снял ф. «Андрей Рублёв» (1966; вышел на экраны СССР в 1971), новаторски преобразующий канон историч. киноромана в жанр авторского фильма-исповеди. Средневековая, во многом ещё языческая, Русь показана как страна неволи, гнёта и междоусобиц и в то же время освящена гением рус. Возрождения. Андрей Рублёв – лирич. герой этого древнего сюжета – ассоциируется с совр. художником, в сущности, с самим Т. Фильм подвергся идеологич. нападкам и цензурным ограничениям и лишь в 1969 попал в неофициальную программу Междунар. кинофестиваля в Канне (пр. ФИПРЕССИ). В 1972 Т. снял ф. «Солярис» по роману С. Лема (пр. Мкф в Канне), подняв на новый филос. уровень жанр науч. фантастики. Образы дома, отца, вечной природы (лейтмотивы творчества режиссёра) в центре самого личного фильма Т. – «Зеркало» (1975), где свободная от прямой повествовательности драматургич. структура сочетается с магической изобразит. экспрессией. К сер. 1970-х гг. достигший худож. уровня своих кумиров (И. Бергмана, Р. Брессона, А. Куросавы, Л. Буньюэля) Т. – один из лидеров мирового авторского кино. Последним его фильмом, снятым в СССР, стал «Сталкер» (1980, по мотивам прозы Стругацких). В нём в полной мере раскрывается философия творчества режиссёра, получает новое развитие его изобразит. язык. Осуществлению дальнейших замыслов (среди них – «Гофманиана» и «Идиот») мешали сов. цензура и руководство кинематографии. Уехав в 1983 в Италию на съёмки ф. «Ностальгия», Т. в СССР не вернулся; разлука с родиной стала темой этой картины (пр. Мкф в Канне, 1983) и гл. сюжетом последних лет жизни режиссёра. Устав от подцензурного существования, на Западе он тоже чувствовал себя чужим и психологически, и профессионально, поскольку не принимал продюсерскую модель кинематографа, ориентированную на коммерч. успех. Созданный в Швеции его последний ф. «Жертвоприношение» (1986, пр. Мкф в Канне) поднимает вопросы духовной ответственности перед будущим, несущим глобальные вызовы и ставящим человечество на грань мировой катастрофы.
Фильмография: Актер
- Cinеma de notre temps: une journеe d Andrei Arsenevitch (2000), хроника
- Андрей Тарковский. Воспоминания (1996), хроника
- Elokuva vangitsee aikaa (1991), хроника
- Режиссер Андрей Тарковский (1988), хроника
- Auf der Suche nach der verlorenen Zeit. Andrej Tarkowskijs Exil und Tod (1988), хроника
- Московская элегия (1987), хроника
- Остров (1987), хроника
- Поэт кино (1984)
- Время путешествия (ТВ) (1983)
- Weg naar Bresson, De (1984)
- Сергей Лазо (1968)
- Мне двадцать лет (1965)
- Убийцы (1958)
Фильмография: Режиссер
- Жертвоприношение (1986) /The Sacrifice/
- Время путешествия (ТВ) (1983)
- Ностальгия (1983)
- Сталкер (1979)
- Зеркало (1974)
- Солярис (1972)
- Андрей Рублев (1966)
- Иваново детство (1962)
- Каток и скрипка (1960)
- Сегодня увольнения не будет (1959)
- Убийцы (1958)
Фильмография: Сценарист
- Жертвоприношение (1986) /The Sacrifice/
- Ностальгия (1983)
- Время путешествия (ТВ) (1983)
- Берегись змей! (1979)
- Зеркало (1974)
- Солярис (1972)
- Один шанс из тысячи (1968)
- Сергей Лазо (1968)
- Андрей Рублев (1966)
- Каток и скрипка (1960)
- Сегодня увольнения не будет (1959)
- Убийцы (1958)