фото: fb.ru
ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (в крещении Георгий) [26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский) – 5.6.1434, Москва], удельный князь звенигородско-галицкий (март или май 1389 – 1433, 1433–34), вел. кн. московский (25 апр. – июль 1433, 31.3–5.6.1434). Из династии моск. Рюриковичей. Сын Дмитрия Ивановича Донского и Евдокии Дмитриевны, брат Василия I Дмитриевича, Петра Дмитриевича, отец Василия Юрьевича Косого, Дмитрия Юрьевича Шемяки, Дмитрия Юрьевича Красного; зять вел. кн. смоленского Юрия Святославича. Крещён прп. Сергием Радонежским.
По договору отца с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) получил равный с последним статус (признавались «братьями» друг другу). В удел Ю. Д. вошли Звенигород с 15 волостями, 4 села в 3 уездах, а также Галич со всеми волостями. В военно-политич. событиях 1390–1410-х гг. верный сторонник вел. кн. московского Василия I: в 1389 участвовал в конфликте с кн. Владимиром Андреевичем, зимой 1389/90 по поручению брата ездил в Орду, в нач. 1393 возглавлял моск. войска (совм. с кн. Владимиром Андреевичем) в походе к Торжку, разорил окрестные новгородские волости, в 1395 во время похода Тимура был со своими войсками на Оке. В 1399 (по др. данным, в 1395, что менее вероятно) в ответ на нападение и разграбление Нижнего Новгорода отрядами ордынского царевича Ентяка и суздальского кн. Семёна Дмитриевича Ю. Д. во главе моск. армии совершил 3-месячный поход на Булгарский улус Золотой Орды (взяты города-крепости Болгар, Жукотин, Казань, Кременчук), вернулся с огромной добычей и полоном. Зимой 1414/15 возглавлял объединённые силы моск. князей в борьбе с коалицией суздальских князей во главе с кн. Даниилом Борисовичем, вернув под власть Василия I Нижний Новгород с волостями. Скорее всего, тогда же в удел Ю. Д. была включена Вятка (входила в состав Нижегородского княжества в 1370–80-х гг.). В 1417 во время конфликта с Новгородской республикой воеводы Ю. Д. совершили поход с Вятки в Подвинье. Способствовал превращению Рузы и Вышгорода (ныне дер. Вышегород Наро-Фоминского р-на Моск. обл.) в гор. поселения, а Соли-Галицкой (ныне г. Солигалич) – в один из важнейших центров соледобычи.
Открытого конфликта среди моск. Рюриковичей по поводу принципа наследования верховной власти не было вплоть до смерти Василия I, однако Ю. Д. ни в одном из 3 завещаний старшего брата не был назван в числе душеприказчиков и опекунов сыновей Василия I. В 1425 не признал Василия II Васильевича вел. кн. московским, что положило начало Московской усобице 1425–53, но не рискнул сразу начать воен. действия. При посредничестве митр. Фотия было заключено перемирие. В договоре 11.3.1428 Ю. Д. признал племянника вел. князем и «братом старейшим», но получил право отсылать в походы вместо себя сыновей и 4-летнюю отсрочку выплаты ордынского выхода со Звенигорода. 8.9.1431 выехал в Орду вслед за Василием II (отправился из Москвы 15 авг.). По решению хана Улуг-Мухаммеда Василий II получил вел. княжение владимирское (посол хана «посадил» его на стол 5.10.1432), а Ю. Д. в добавление к своим владениям Дмитров.
Однако уже в окт. 1432 наместники Ю. Д. были изгнаны из Дмитрова моск. отрядами, в конце года к Ю. Д. бежал из Москвы видный боярин И. Д. Всеволож, а на свадьбе Василия II (февр. 1433) были оскорблены сыновья Ю. Д. – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Заранее мобилизовавший свои силы Ю. Д. совершил стремительный поход из Галича, 25 апр. разгромил наспех собранные отряды Василия II в бою на р. Клязьма и занял Москву. Опираясь на традиц. нормы междукняжеских отношений, Ю. Д. выделил бежавшему с семьёй Василию II в удел Коломну, что привело к массовому отъезду туда бояр и детей боярских и конфликту Ю. Д. со старшими сыновьями. Отказался от великокняжеского стола в пользу Василия II, по договору с ним утратил право самостоят. связей с Ордой, обязался не оказывать воен. помощь сыновьям, сохранил свой удел с добавлением Бежецкого Верха и ряд служебных привилегий.
Новое обострение Моск. усобицы произошло осенью 1433 – зимой 1433/34 и завершилось победой Ю. Д. 20.3.1434 в ожесточённом бою на р. Могза (близ Ростова). 31 марта после краткой осады Ю. Д. вступил в Москву. Арестовал вел. княгинь Софью Витовтовну и Марию Ярославну, отправив их в Звенигород или Рузу. Заключил договоры с вел. кн. рязанским Иваном Ивановичем Коротополом, можайским кн. Иваном Андреевичем, установил контакты с вел. кн. литовским Свидригайло. По всей видимости, намеревался пресечь политич. активность Василия II, направил за ним к Нижнему Новгороду сыновей. Вскоре скоропостижно скончался.
По словам Кирилла Белозерского, отличался начитанностью. Крупный вкладчик мн. монастырей, ктитор-основатель Саввино-Сторожевского монастыря (на средства Ю. Д. возведён каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы), инициатор постройки Успенского собора на Городке в Звенигороде, способствовал развитию монастырей в окрестностях Галича и Соли-Галицкой. Согласно 3-й Пахомиевой редакции Жития Сергия Радонежского, именно Ю. Д. участвовал в 1422 в обретении мощей преподобного и финансировал строительство каменного Троицкого собора в Троице-Сергиевом мон. (1423–24; менее вероятно, что в 1425).
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.