фото: cdo-rzn.ru
Алекса́ндр Никола́евич Афиноге́нов (22 марта [4 апреля] 1904—29 октября 1941) — советский драматург.
Биография
Отец — Николай Степанович — железнодорожный служащий, впоследствии — писатель (под псевдонимом Н. Степной).
С 1922 года Афиногенов член ВКП(б), в 1924 году окончил Московский институт журналистики.
В 1924 написал первую пьесу. В 1927—1929 годах работал заведующим литературной частью 1-го Московского рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х гг. Афиногенов стал одним из руководителей РАПП. В 1934 году Афиногенов избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала «Театр и драматургия».
С конца 1936 года Афиногенов становится объектом резкой политической критики и клеветы, его пьесы запрещаются, 22 июня 1937 года его исключают из ВКП(б) и Союза писателей. 16 мая 1937 года Афиногенов записывает в дневник никогда не произнесённую им защитительную речь:
Взяли мирного человека, драматурга, ни о чём другом не помышлявшего, кроме желания написать ещё несколько десятков хороших пьес на пользу стране и партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, (позор и поношение общества)…
Однако он не был репрессирован, жил в Переделкине. Именно в то время, когда многие избегали опального драматурга, с ним подружился Борис Пастернак. В этот же период Афиногенов начал писать роман «Три года». В феврале 1938 года его восстановили в партии.
В дневнике можно найти такую запись:
Нет, всё же наше поколение неблагодарно, оно не умеет ценить всех благ, данных ему Революцией. Как часто забываем мы всё, от чего избавлены, как часто морщимся и ёжимся от мелких неудобств, чьей-то несправедливости, считаем, что живём плохо. А если бы мы представили себе прошлую жизнь, её ужасы и безысходность, все наши капризы и недовольства рассеялись бы мгновенно, и мы краснели бы от стыда за свою эгоистическую забывчивость.
Во время войны Афиногенов возглавил Литературный отдел Совинформбюро. Предполагалось, что Афиногенов вместе с женой-американкой поедет в США агитировать за открытие второго фронта. Однако накануне этой командировки он погиб в здании ЦК ВКП(б) во время бомбёжки, от случайного осколка. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Его вдова, Дженни Мерлинг (Jenny Marling (Schwartz)), отправилась в США одна. Она погибла во время пожара на пароходе при возвращении в СССР в 1948 году.
Творчество
Первые пьесы носят агитационный характер и написаны под влиянием эстетических принципов Пролеткульта.
«Малиновое варенье» (1926) — коммунистическая мелодрама с гипертрофированно-негативным изображением представителей буржуазии не получила высокой оценки критиков.
«Чудак» (1928) — пьеса, отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм.
Пьеса «Страх» (1931) была запрещена в первом варианте, однако, будучи переписана, приобрела большой успех. В ней критически изображались проблемы введения старой интеллигенции в новую систему.
Самая острая пьеса Афиногенова, «Ложь» (1933), показывает, какие последствия для всей системы имеет вынужденная ложь низовых партийных работников. Сталин лично был цензором этой пьесы. Её запретили вскоре после постановки.
Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдалённом уголке СССР посвящена пьеса «Далёкое» (1935).
«Машенька» (1940) — пьеса, которую любил Б. Пастернак, рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А. П. Чехова. Эта пьеса в 1960—1971 годах была сыграна 3036 раз[7], по ней снят одноимённый фильм.
Афиногенов сознательно противопоставлял свой традиционный, психологически-реалистический театр «новаторству» В. Вишневского и Н. Погодина, которые ратовали за новый тип драмы, расчленённой на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб ради изображения социальных явлений.
Библиография
- «Роберт Тим». Драма. — М., 1924
- «На переломе». Драма. — М., 1927
- «Гляди в оба!» Траги-фарс. — М., 1927
- «Чёрный яр». Пьеса. — М., 1929
- «Чудак», 1930
- «Творческий метод театра», 1931
- «Страх», 1931
- «Ложь», 1933
- «Далёкое», 1935
- «Пьесы», 1935
- «Пьесы», 1940
- «Вторые пути», 1940
- «Машенька». — М.: ВУОАП, 1941
- «Пьесы», 1956
- «Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания», 1957
- «Дневники и записные книжки», 1960
- «Избранное». В 2-х тт., 1977.