https://sun9-11.userapi.com/impg/QRXZZbuJzCQnvUc4KQUbW14IyDDddkY0ULeeyw/7CR-82UvBFM.jpg?size=960x640&quality=96&sign=3d7658f38ebb30818a11608fb7d1f0db&type=album
фото: vologda.kp.ru

ВЕГА КАРПЬО (Vega Carpio) Ло­пе Фе­ликс де (Ло­пе де Ве­га; Lope de Vega) (25.11.1562, Мад­рид – 27.8.1635, там же), исп. пи­са­тель. Учил­ся в Им­пер­ской кол­ле­гии ие­зуи­тов, за­тем в ун-те г. Ал­ка­ла-де-Эна­рес (1577–81). Уча­ст­во­вал в мор­ской экс­пе­ди­ции «Не­по­бе­ди­мой Ар­ма­ды» про­тив Анг­лии (1588). В 1614 при­нял сан свя­щен­ни­ка.

В. К. пер­вым из исп. пи­са­те­лей пы­тал­ся жить за счёт лит. тру­да; в то же вре­мя слу­жил сек­ре­та­рём при ря­де знат­ных особ, в т. ч. при гер­цо­ге де Сес­са (1605–35). Пер­вое соч. В. К. – пас­то­раль­ная ко­ме­дия «Ис­тин­ный лю­бов­ник» («El verdadero amante», 1574–75). Ог­ром­ное и раз­но­об­раз­ное в жан­ро­вом от­но­ше­нии на­сле­дие В. К. от­ра­зи­ло влия­ние лит. мо­ды, разл. по­ли­тич. и ре­лиг. кон­цеп­ций. По­эма «Кра­со­та Ан­же­ли­ки» («La hermosura de Angé­li­ca», опубл. в 1602) на­пи­са­на в под­ра­жа­ние Л. Арио­сто, «По­бе­ж­дён­ный Ие­ру­са­лим» («La Jerusalé n conquistada», соч. 1608, опубл. в 1609) – в под­ра­жа­ние Т. Тас­со; в сти­ле ви­зант. ро­ма­на вы­дер­жа­но про­за­ич. соч. «Стран­ник в сво­ём оте­че­ст­ве» («El peregrino en su patria», 1603). При­ме­ром ха­рак­тер­но­го для В. К. лит. пе­ре­ос­мыс­ле­ния ре­аль­ных фак­тов слу­жат пас­то­раль­ные ро­ма­ны «Ар­ка­дия» («La Arcádia», 1598) и «До­ро­тея» («Dorotea», опубл. в 1632); ак­ту­аль­ным со­бы­ти­ям совр. ис­то­рии по­свя­ще­ны эпич. по­эма «Песнь о Дра­ко­не» («Dra­gon­tea», соч. 1598, опубл. в 1602) об англ. мо­ре­пла­ва­те­ле Ф. Дрей­ке, по­ли­тич. дра­ма «Ве­ли­кий князь Мо­с­ков­ский и го­ни­мый им­пе­ра­тор» («El gran duque de Moscovia y el emperador perseguido», 1617). По­ле­ми­ка с по­эти­че­ской шко­лой куль­тиз­ма, воз­глав­ляе­мой Л. де Гон­го­рой-и-Ар­го­те, от­ра­зи­лась в ди­дак­тич. по­эме «Лавр Апол­ло­на» («El laurel de Apolo», опубл. в 1630), сти­хах и дра­мах. Ме­ж­ду 1608 и 1630 в его твор­че­ст­ве уси­ли­ва­ет­ся мис­ти­че­ски-ре­лиг. те­ма­ти­ка: «Мо­но­ло­ги» («Soliloquious», 1612), «Свя­щен­ные сти­хи» («Rimas sac­ras», 1614), ан­ти­про­тес­тант­ская по­эма «Тра­ги­че­ский ве­нец» («Corona trá gica», 1627), свя­щен­ные ау­то.

В. К. счи­та­ет­ся соз­да­те­лем исп. нац. те­ат­ра, при­влёк­шим в не­го пуб­ли­ку всех со­сло­вий. Раз­ра­ба­ты­вал дра­ма­тур­гич. струк­ту­ру с дву­мя па­рал­лель­ны­ми сю­жет­ны­ми ли­ния­ми: да­ма – ка­ва­лер, слу­жан­ка – слу­га-ост­ряк (gracioso), став­ший у В. К. сре­до­то­чи­ем ко­мич. сти­хии за­дол­го до Моль­е­ра и П. О. К. Бо­мар­ше. Эта схе­ма реа­ли­зо­ва­на в дра­мах двух ти­пов: в ис­то­рич. пье­сах, ос­но­ван­ных на нац. ле­ген­дах, и «аван­тюр­ных» пье­сах, изо­бра­жаю­щих совр. нра­вы. Со­хра­ни­лось ок. 470 пьес В. К. (по его собств. сло­вам, он на­пи­сал 1500 пьес). Ряд драм В. К. сви­де­тель­ст­ву­ет о стрем­ле­нии дра­ма­тур­га раз­ре­шить ак­ту­аль­ные во­про­сы со­вре­мен­ной ему дей­ст­ви­тель­но­сти: «Са­ла­мей­ский аль­кальд» («El alcalde de Zalamea», соч. до 1610) и др. Ис­то­рич. дра­мы на со­ци­аль­но-по­ли­тич. темы от­ра­жа­ют со­бы­тия нац. жиз­ни и по­строе­ны на ма­те­риа­ле ро­ман­се­ро [«Граф Фер­нан Гон­са­лес и ос­во­бо­ж­де­ние Кас­ти­льи» («El conde Fernan Gonzalez y la libertad de Cas­tilla», 1625)], на фраг­мен­тах хро­ник [«Ове­чий ис­точ­ник» («Fuente Ovejuna», ок. 1613, опубл. в 1619)], пес­нях [«Пе­ри­вань­ес и ко­ман­дор Ока­ньи» («Peribáñez y el comendador de Осаñа», созд. ме­ж­ду 1609–12)], по­го­вор­ках и по­сло­ви­цах, ко­то­рые слу­жат за­гла­вия­ми драм: «Луч­ший аль­кальд – ко­роль» («El mejor alcalde el Rey», ок. 1621), «На­ка­за­ние – не мще­ние» («El castigo sin venganza», ок. 1631). Сю­жет­ную ли­нию со­ци­аль­но-бы­то­вой дра­мы со­став­ля­ют «под­ви­ги люб­ви» и при­хо­ти Фор­ту­ны. Лю­бовь пред­ста­ёт ис­точ­ни­ком со­ци­аль­но­го кон­флик­та, ро­ж­дён­но­го про­ти­во­стоя­ни­ем при­ро­ды и ци­ви­ли­за­ции: «Учи­тель тан­цев» («El maestro de danzar», 1593), «Изо­бре­та­тель­ная влюб­лён­ная» («La discreta enamorada», ок. 1606), «Со­ба­ка на се­не» («El perro del hortelano», ок. 1613). Осо­бен­ное зна­че­ние в те­ат­ре В. от­ве­де­но жен­ским ха­рак­те­рам: «Ра­ба сво­его воз­люб­лен­но­го» («La esclava de su galán», ок. 1625, опубл. в 1647), «Глу­пая для дру­гих, ум­ная для се­бя» («La boba para los otros y discretа para sí», опубл. в 1635) и др.

В по­этич. трак­та­те «Но­вое ру­ко­во­д­ство к со­чи­не­нию ко­ме­дий» («Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo», соч. 1604, опубл. в 1609), от­ра­зив­шем борь­бу ме­ж­ду при­вер­жен­ца­ми нац. свое­об­ра­зия дра­мы и сто­рон­ни­ка­ми ре­нес­санс­но­го клас­си­циз­ма, В. К. из­ло­жил осн. прин­ци­пы сво­ей дра­ма­тур­гии, по су­ти род­ст­вен­ной ко­ме­дии дель ар­те и близ­кой к им­про­ви­за­ции. Ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти дра­мы В. К. – от­каз от един­ст­ва вре­ме­ни и дей­ст­вия; со­че­та­ние кон­тра­ст­ных ре­че­вых сти­лей, мно­го­об­ра­зие по­этич. раз­ме­ров, со­от­вет­ст­вую­щих внут­рен­ним со­стоя­ни­ям пер­со­на­жей и внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам дей­ст­вия; пре­об­ла­да­ние ин­три­ги над пси­хо­ло­гич. мо­тиви­ров­ка­ми, прав­ди­во­сти бы­то­вых де­та­лей – над жан­ро­вой ус­лов­но­стью при ми­ни­ма­лиз­ме сце­но­гра­фии, обу­сло­вив­шем вы­со­кую сво­бо­ду сце­нич. дей­ст­вия. В те­ат­раль­ном твор­че­ст­ве В. К. ощу­ща­ет­ся влия­ние дра­ма­тур­гов ва­лен­сий­ской шко­лы, ко­то­рые впо­след­ст­вии со­чтут се­бя его уче­ни­ка­ми (Г. де Ка­ст­ро, Тир­со де Мо­ли­на, Х. Ру­ис де Алар­кон-и-Мен­до­са). Воз­дей­ст­вие В. К. ис­пы­тал П. Каль­де­рон де ла Бар­ка.

Пер­вый пе­ре­вод В. К. на рус. яз. (коме­дия «Сель­ский муд­рец») был вы­пол­нен в 1785 А. Ф. Ма­ли­нов­ским (по франц. об­ра­бот­ке). На­чи­ная с 1840-х гг. дра­ма­тич. про­из­ве­де­ния В. по­сто­ян­но пе­ре­во­дят­ся на рус. яз. (Н. Пят­ниц­кий, С. А. Юрь­ев, М. Л. Ло­зин­ский, Т. Л. Щеп­ки­на-Ку­пер­ник и др.).