фото: glagol38.ru
ВАВИЛОВ Николай Иванович [13(25).11.1887, Москва – 26.1.1943, Саратов], рос. ботаник и растениевод, генетик и селекционер, путешественник и географ, организатор с.-х. науки, обществ. деятель; акад. АН СССР (1929), акад. (1929) и первый президент (1929–1935) ВАСХНИЛ, акад. АН УССР (1929). Брат С. И. Вавилова.
Родился в семье коммерсанта. Окончил Моск. с.-х. ин-т (1910; ныне Моск. с.-х. академия им. К. А. Тимирязева) и был оставлен там при кафедре частного земледелия. В 1913–14 стажировался в ведущих генетич. и растениеводч. учреждениях Великобритании, Франции, Германии. Своим учителем в генетике считал У. Бэтсона, в лаборатории которого работал. По возвращении в Россию защитил докторскую диссертацию и был избран проф. Саратовского ун-та, где преподавал и изучал особенности земледелия в условиях Поволжья и изменчивость культурных растений. В 1917–21 обосновал учение об иммунитете растений к инфекц. заболеваниям, обратив особое внимание селекционеров на возможность выведения иммунных сортов (над проблемами фитоиммунитета В. работал ещё в студенч. годы), и сформулировал гомологических рядов закон в наследств. изменчивости, позволивший систематизировать разрозненные факты в области изучения изменчивости и предсказывать возможность нахождения новых форм растений.
В 1921 В. переехал в Петроград. Зав. Отделом прикладной ботаники и селекции, директор организованного на его базе в 1924 Всесоюзного ин-та прикладной ботаники и новых культур (ВИПБиНК; с 1930 Всесоюзный ин-т растениеводства – ВИР). Руководил многочисл. отделениями и опытными станциями ВИРа, а также сетью институтов, созданных в системе ВАСХНИЛ (ныне РАСХН). Осн. задача, поставленная В. перед сотрудниками ВИРа, – всестороннее изучение тех представителей культурной флоры, которые могли бы выращиваться в СССР, а также их диких сородичей и сорняков. Коллекция образцов растений, собранная учёными и систематически ими изучавшаяся, стала самой большой в мире. На её основе созданы и продолжают создаваться мн. отеч. сорта с.-х. культур.
При участии и под рук. В. началось разностороннее исследование растит. богатств мира. В. посетил ок. 40 стран. Многие из его путешествий были сопряжены с большими тяготами и риском; особенно трудными и опасными были экспедиции в Афганистан (1924; удостоен золотой медали РГО «За географический подвиг») и Эфиопию (1926–1927). На основании собств. наблюдений и изучений собранных коллекций В. создал (1926) учение о центрах происхождения и разнообразия культурных растений, согласно которому культурная флора возникла и формировалась в относительно немногих географич. очагах, расположенных преим. в горных местностях. Значение этого учения важно и сегодня, когда происходят массовые исчезновения природных ландшафтов и систем примитивного земледелия, мероприятия по сохранению генофондов культурной и дикой флоры должны строиться на знании тех регионов, где разнообразие культурных растений и их диких сородичей наиболее велико.
В 1930 в Ленинграде, одновременно с работой в ВИРе, В. возглавил первое в стране академич. учреждение, занимающееся проблемами генетики, – Лабораторию генетики АН СССР, в которую пригласил молодых талантливых генетиков ленингр. школы, а также известных зарубежных учёных (в т. ч. Г. Дж. Мёллера). Через три года лаборатория была преобразована в Ин-т генетики (в 1934 переведён в Москву), которым В. руководил до 1940. Президент РГО (1931–40). Избирался членом ВЦИК (1927–29), членом ЦИК СССР (1926–1935).
Всю свою жизнь В. посвятил изучению культурных растений, преследуя благородную цель – повысить их урожайность и устранить тем самым угрозу нехватки продуктов питания для населения СССР и всего человечества. При этом он решал две взаимосвязанные задачи: мобилизовать для нужд селекции генетич. ресурсы всех культурных растений и их диких сородичей (выявление, изучение и сбор их в местах естеств. произрастания); сохранить на опытных полях и в хранилищах всё разнообразие форм культурных и родственных им диких растений, привлечение которых в селекцию необходимо для постоянного повышения урожайности с.-х. культур. В. обосновал принципы селекции растений.
Труды В. по происхождению культурных растений были удостоены одной из первых премий им. В. И. Ленина (1926). Его науч. деятельность получила признание и за рубежом – В. был избран иностр. членом Лондонского королевского об-ва, Чехословацкой, Шотландской, Индийской, Германской (в Галле) АН, Линнеевского об-ва в Лондоне, Амер. ботанич. об-ва и ряда др. нац. и междунар. организаций.
Начиная с сер. 1930-х гг. В. и его сотрудники были вовлечены в дискуссии по проблемам генетики и селекции. Он стал гл. оппонентом Т. Д. Лысенко, отрицавшего законы наследственности и предъявлявшего генетикам политич. обвинения. В. мужественно отстаивал и свои науч. убеждения, и свою линию внедрения достижений науки в практику с. х-ва. В авг. 1940 В. был арестован, подвергся многочисл. пыткам и приговорён к расстрелу (1941). Позднее смертный приговор был заменён на 20-летнее тюремное заключение. Умер В. в саратовской тюрьме от истощения. Реабилитирован в 1955.
В 1966 при РАН организована Комиссия по сохранению и разработке науч. наследия акад. Н. И. Вавилова. На Воскресенском кладбище в Саратове, на котором захоронен В., 25.9.1970 на деньги учёных и друзей покойного установлен памятник. Имя В. носят Об-во генетиков и селекционеров, ВИР, Ин-т общей генетики. АН СССР учредила Золотую медаль им. Н. И. Вавилова.