https://sun9-8.userapi.com/impg/_bmDNG3YyAJ7sDhKQSwiLRDqcDv6VXQWYUe-Fw/9NDs3fWluVY.jpg?size=680x1000&quality=96&sign=c6d03bceb3db542439859a0dfbf9d34a&type=album
фото: antiquevintageprints.com

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, Ту­луз-Лот­рек-Мон­фа (Tou­louse-Lautrec Montfa) Ан­ри Ма­ри Рай­мон де (24.11.1864, Аль­би – 9.9.1901, за­мок Маль­ро­ме, деп-т Жи­рон­да), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик.

По­след­ний пред­ста­ви­тель по муж­ской ли­нии ро­да гра­фов Ту­луз­ских. В ре­зуль­та­те пе­ре­ло­ма обе­их ног в 14 лет ос­тал­ся ка­ле­кой. За­ни­мал­ся жи­во­пи­сью и ри­сун­ком у Р. Прен­сто (ок. 1872–81), в 1882–86 у Л. Бон­нá и в ма­стер­ской Ф. Кор­мо­на в Па­ри­же, где по­зна­ко­мил­ся с Э. Бер­на­ром, В. Ван Го­гом (ис­пол­нил его порт­рет, 1887, Му­зей Ван Го­га, Ам­стер­дам). Мно­го ри­со­вал с на­ту­ры (на ули­цах, в ка­фе, до­ма); осо­бен­но удач­ны у мо­ло­до­го Т.-Л. изо­бра­же­ния ко­ней и всад­ни­ков («Ар­тил­ле­рист, сед­лаю­щий ко­ня», 1879, Му­зей Ту­луз-Лот­ре­ка, Аль­би; «Аль­фонс де Ту­луз-Лот­рек в ка­ре­те», 1881, Му­зей Пти-Па­ле, Па­риж, и др.). Этой же точ­но­стью ри­сун­ка, уме­ни­ем схва­тить ха­рак­тер­ные по­зу, жест от­ме­че­ны ран­ние порт­ре­ты близ­ких (ба­буш­ки, 1882, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк; ма­те­ри, 1883, Му­зей Ту­луз-Лот­ре­ка, Аль­би). Под влия­ни­ем иск-ва Э. Де­га не­ред­ко раз­ра­ба­ты­вал сход­ные сю­же­ты («Прач­ка с кор­зи­ной», ли­то­гра­фия, 1888; «Си­дя­щая тан­цов­щи­ца», ок. 1888, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж; «Туа­лет», 1896, Му­зей Ор­се, Па­риж, и др.). Ху­дож­ник на­смеш­ли­во­го, сар­ка­сти­че­ско­го скла­да ума, Т.-Л. вос­соз­да­вал ат­мо­сфе­ру Па­ри­жа кон­ца 19 ве­ка, изо­бра­жая при­чуд­ли­вых пер­со­на­жей па­риж­ско­го «дна» и ху­дож. бо­ге­мы, но из­бе­гая вся­ко­го мо­ра­ли­за­тор­ст­ва («В "Му­лен де ла Гал­лет"», 1889, Ин-т ис­кусств Чи­ка­го; «Пе­ре­со­хшая глот­ка», ок. 1889, Му­зей Фогг, Кем­бридж; «В ка­ба­ре», 1892, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон; «Ди­ван», 1894–96, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк, и мн. др.). Сре­ди лю­би­мых пер­со­на­жей – ар­ти­сты с яр­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­стью («Ла Гу­лю, вхо­дя­щая в "Му­лен Руж"», 1892, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Джейн Ав­риль, вы­хо­дя­щая из "Му­лен Руж"», 1892, Ате­не­ум, Харт­форд; «Пе­ви­ца Иветт Гиль­бер», 1894, ГМИИ, и др.). С про­сто­той и бе­зы­скус­но­стью Т.-Л. изо­бра­жа­ет лишь жи­вот­ных (ри­сун­ки для кн. «Ес­те­ст­венные ис­то­рии» Ж. Ре­на­ра, 1897, Нац. б-ка, Па­риж). Ис­пол­нил мно­го пла­ка­тов и афиш, под­ни­мая их на уро­вень под­лин­но­го иск-ва: тя­га к мо­ну­мен­та­ли­за­ции об­раза со­че­тает­ся здесь со сво­бод­ным ри­сун­ком, стре­ми­тель­ны­ми рит­ма­ми, ди­на­ми­кой и асим­мет­ри­ей ком­по­зи­ции, кон­тра­ст­ны­ми со­че­та­ния­ми ло­каль­ных цве­то­вых пя­тен, по­ро­ж­дая осо­бую экс­прес­сию форм, сти­ли­сти­че­ски близ­кую мо­дер­ну.