https://sun9-58.userapi.com/impg/1QqsnWj-oJJaKZjXzyju0r5lhjLyUhB6R1kuJA/MMJQ-V8l3f4.jpg?size=798x1080&quality=96&sign=c33a031044a06c364fc9314ab5e686ed&type=album
фото: mobillegends.net

ШНИТКЕ Альф­ред Гар­рие­вич (24.11.1934, Эн­гельс, АССР нем­цев По­вол­жья, ны­не в Са­ра­тов­ской обл. – 3.8.1998, Гам­бург; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве), рос. ком­по­зи­тор, засл. де­ят. ис­кусств СССР (1987). Один из ли­де­ров ми­ро­во­го муз. аван­гар­диз­ма. Сын пе­ре­во­дчи­ка и жур­на­ли­ста Г. В. Шнит­ке (1914–75) и учи­тель­ни­цы нем. язы­ка М. И. Фо­гель (1910–72).

В 1946–1948 жил с ро­ди­те­ля­ми в Ве­не, брал уро­ки иг­ры на фп. В 1953 окон­чил хо­ро­вое от­де­ле­ние муз. уч-ща им. Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции (ны­не муз. кол­ледж при Мос. гос. ин-те му­зы­ки им. А. Г. Шнит­ке), в 1958 – Моск. консерваторию по клас­су ком­по­зи­ции Е. К. Го­лу­бе­ва (ди­плом­ная ра­бо­та – ора­то­рия «На­га­са­ки»), в 1962 – ас­пи­ран­ту­ру. В 1961–72 пре­по­да­вал в Моск. конс. (ин­ст­ру­мен­тов­ка и др.). Из ран­ней му­зы­ки лишь скри­пич­ный (1957) и фп. (1960) кон­цер­ты бы­ли позд­нее вклю­че­ны ком­по­зи­то­ром в спи­сок зре­лых со­чи­не­ний.

В 1960-е гг. Ш. ак­тив­но ос­ваи­вал но­вые тех­ни­ки муз. ком­по­зи­ции (на­ря­ду с Э. В. Де­ни­со­вым, С. А. Гу­бай­ду­ли­ной, Н. Н. Ка­рет­ни­ко­вым и др.); важ­ный мо­мент в творч. био­гра­фии Ш. – при­езд в СССР Л. Но­но (1963), по­сле ко­то­ро­го он стал изу­чать со­чи­не­ния К. Шток­хау­зе­на, Д. Ли­ге­ти, К. Пен­де­рец­ко­го, В. Лю­то­слав­ско­го. В 1967 на фес­ти­ва­ле «Вар­шав­ская осень» ис­пол­нен «Диа­лог» для вио­лон­че­ли и ка­мер­но­го ан­самб­ля (1965). В 1962–68 со­чи­нял в осн. в се­рий­ной тех­ни­ке и в тех­ни­ке се­риа­лиз­ма: зву­ко­вы­сот­ные и рит­мич. се­рии ис­поль­зо­ва­ны в «Му­зы­ке для ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра» и «Му­зы­ке для фор­те­пиа­но и ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра» (оба 1964). В даль­ней­шем Ш. при­ме­нял се­рий­ную тех­ни­ку фраг­мен­тар­но, как спе­ци­аль­ное вы­ра­зи­тель­ное сред­ст­во, напр. во 2-м скри­пич­ном кон­цер­те (1966). То­гда же на­чал ра­бо­тать в об­лас­ти ки­но­му­зы­ки (пер­вый опыт – му­зы­ка к ф. «Всту­п­ле­ние», реж. И. В. Та­лан­кин, 1963). Во 2-й пол. 1960-х гг. при­шёл к центр. идее сво­его твор­че­ст­ва – по­ли­сти­ли­сти­ке, с по­мо­щью ко­то­рой пы­тал­ся по­ка­зать мно­го­об­ра­зие муз. ре­аль­но­сти и объ­е­ди­нить «вы­со­кие» и «низ­кие» жан­ры. По­ли­сти­ли­сти­ка у Ш. про­яв­ля­ет­ся в дра­ма­тич. и иг­ро­вом мо­ду­сах; в пер­вом слу­чае она слу­жит во­пло­ще­нию серь­ёз­ных ми­ро­воз­зрен­че­ских идей – как в Со­на­те № 2 для скрип­ки и фор­те­пиа­но (Quasi unа Sonata; 1968), 1-й сим­фо­нии (1972); во вто­ром – при­об­ре­та­ет юмо­ри­стич. чер­ты, как в «Се­ре­на­де» для скрип­ки, клар­не­та, кон­тра­ба­са, фп. и удар­ных (1968; здесь, на­ря­ду с фраг­мен­та­ми в се­рий­ной тех­ни­ке, Ш. при­ме­нил эле­мен­ты джа­за, ис­поль­зо­вал му­зы­ку в жан­рах валь­са, фок­ст­ро­та, поль­ки, вне­дрил ци­та­ты из клас­сич. му­зы­ки). Тер­мин «по­ли­сти­ли­сти­ка», пред­ло­жен­ный Ш. в 1971 (в док­ла­де на Ме­ж­ду­нар. муз. кон­грес­се в Мо­ск­ве), за­кре­п­лён им в ст. «По­ли­сти­листи­че­ские тен­ден­ции в со­вре­мен­ной му­зы­ке» (сб. «Му­зы­каль­ная куль­ту­ра на­ро­дов. Тра­ди­ции и со­вре­мен­ность», 1973). В сер. 1970-х гг. в твор­че­ст­ве Ш. на­чал­ся «ти­хий пе­ри­од», или пе­ри­од «но­вой про­сто­ты», со­звуч­ный ана­ло­гич­но­му на­прав­ле­нию в му­зы­ке А. Пяр­та и В. В. Силь­ве­ст­ро­ва; был соз­дан ряд со­чи­не­ний ме­ди­та­тив­но­го ха­рак­те­ра. Об­ра­зец му­зы­ки та­ко­го ро­да – Квин­тет для фп. и струн­ных (1976), в ко­то­ром диа­то­ни­ка V ч. со­став­ля­ет кон­траст с дис­со­нант­но­стью 4 пре­ды­ду­щих час­тей. В те же го­ды на­пи­са­ны со­чи­не­ния, свя­зан­ные с хри­сти­ан­ской те­ма­ти­кой: «Ре­к­ви­ем» (из му­зы­ки к «Дон Кар­ло­су» Ф. Шил­ле­ра, 1975); 2-я сим­фо­ния «St. Florian», со­вмес­тив­шая жан­ро­вые при­зна­ки сим­фо­нии и мес­сы (1979); 4 Гим­на для ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля, ос­но­ван­ные на др.-рус. рас­пе­вах (1974–79); 4-я сим­фо­ния, в ко­то­рую вклю­че­ны сти­ли­зо­ван­ные ду­хов­ные пес­но­пе­ния раз­ных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (1984); Сти­хи по­ка­ян­ные для сме­шан­но­го хо­ра без со­про­во­ж­де­ния в 12 час­тях (1987). В 1977 Ш. уча­ст­во­вал как кла­ве­синист и пиа­нист в ис­пол­не­нии Concerto grosso № 1 в ФРГ, Ав­ст­рии и Фран­ции, в 1988–1990 со­стоя­лись фес­ти­ва­ли его му­зы­ки в СССР (г. Горь­кий), Шве­ции (Маль­мё, Гё­те­борг, Сток­гольм), в Бер­ли­не и Лон­до­не.

С 1990 вёл класс ком­по­зи­ции в гам­бург­ской Выс­шей шко­ле му­зы­ки и те­ат­ра, позд­нее пе­ре­ехал в Гам­бург. В позд­нем твор­че­ст­ве Ш. за­мет­ное ме­сто за­ни­ма­ют со­чи­не­ния для муз. те­ат­ра: опе­ры «Жизнь с идио­том» (либр. Вик­то­ра В. Еро­фее­ва; Ам­стер­дам, 1992), «Дже­зу­аль­до» (либр. Р. Блет­шахе­ра; Ве­на, 1995), «Ис­то­рия док­то­ра Ио­ган­на Фау­ста» (либр. ком­по­зи­то­ра и Й. Мор­ге­не­ра; Гам­бург, 1995; муз. ма­те­ри­ал пос­лед­не­го ак­та со­дер­жит­ся в од­но­им. кан­та­те, 1983). Сре­ди др. со­чи­не­ний – Кон­церт для аль­та, Кон­церт для сме­шан­но­го хо­ра на сло­ва Гри­го­ра На­ре­ка­ци (оба 1985). В ин­ст­ру­мен­таль­ных и хо­ро­вых со­чи­не­ни­ях не­за­ви­си­мо от жан­ра и сти­ля об­на­ру­жи­ва­ет­ся дра­ма­тич. на­ча­ло; эмо­цио­наль­ный уро­вень его дра­ма­тич. кон­цеп­ций со­пос­та­вим с со­чи­не­ния­ми Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча и Г. Ма­ле­ра.

Сре­ди со­чи­не­ний: 10 сим­фо­ний, вклю­чая ран­нюю без но­ме­ра (1957), № 1–9 (1972–97); кон­цер­ты с ор­ке­ст­ром – 3 для фп. (1960, 1979, 1988), 4 для скрип­ки (1957, но­вая ре­дак­ция – 1962; 1966, 1978, 1984), 2 для вио­лон­че­ли (1986, 1990); 6 con­cer­ti grossi (1977–93); ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли; му­зы­ка к филь­мам (все­го св. 60) – «Ма­лень­кие тра­ге­дии» (1980), «Мёрт­вые ду­ши» (1984; оба – реж. М. А. Швей­цер), «Мас­тер и Мар­га­ри­та» (реж. Ю. В. Ка­ра, 1994), к мульт­филь­мам «Стек­лян­ная гар­мо­ни­ка» (1968), «И с ва­ми сно­ва я…» (1980; оба – реж. А. Ю. Хржа­нов­ский), спек­так­лям (по­ста­нов­ки Ю. П. Лю­би­мо­ва в моск. Те­ат­ре на Та­ган­ке).

Сня­то неск. до­ку­мен­таль­ных филь­мов о жиз­ни и твор­че­ст­ве Ш., сре­ди них – «Я, не­мец­кий ком­по­зи­тор из Рос­сии... Мо­но­лог Альф­ре­да Шнит­ке» (1990, реж. М. М. Ба­бак).

Гос. пр. РСФСР (1986), Гос. пр. РФ (1995).