https://i.imgur.com/rtQoSF0.jpg
фото: авиару.рф

Я́КОВЛЕВ Алек­сандр Сер­гее­вич [19.3 (1.4).1906, Мо­ск­ва – 22.8.1989, там же], рос. авиа­кон­ст­рук­тор, акад. АН СССР (1976), ген.-полк. авиа­ции (1946), два­ж­ды Ге­рой Соц. Тру­да (1940, 1957). С 1922 за­ин­те­ре­со­вал­ся авиа­ци­ей, стро­ил ле­таю­щие авиа­мо­де­ли. В 1924 по­стро­ил пла­нёр АВФ-10, в 1927 – лёг­кий са­мо­лёт АИР-1 [19.7.1927 ус­та­но­вил ми­ро­вые ре­кор­ды даль­но­сти (1420 км) и про­дол­жи­тель­но­сти (15 ч 30 мин) по­лёта по мар­шру­ту Се­ва­сто­поль – Мо­ск­ва]. В 1931 окон­чил Во­ен.-возд. ака­де­мию РККА им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го, ра­бо­тал на авиац. за­во­де № 39, в 1932 сфор­ми­ро­вал КБ лёг­кой авиа­ции; в 1934 груп­па бы­ла вы­де­ле­на в отд. кон­ст­рук­тор­ско-про­из­водств. бю­ро (КПБ, позд­нее за­вод № 115); с 1935 гл., в 1956–84 ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор (с 1992 ОКБ им. А. С. Яков­ле­ва, с 2009 Инж. центр им. А. С. Яков­ле­ва в со­ста­ве На­уч.-про­из­водств. кор­по­ра­ции «Ир­кут»); в 1940–1946 од­но­вре­мен­но зам. нар­ко­ма (с 1946 ми­ни­ст­ра) авиац. пром-сти, зав. ка­фед­рой про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­ст­рук­ции са­мо­лё­тов в МАИ (1944–45, 1958–59), пред. на­уч. со­ве­та Мин-ва авиац. пром-сти СССР (1946–48).

Под рук. Я. соз­да­но бо­лее 100 се­рий­ных ти­пов и мо­ди­фи­ка­ций са­мо­лё­тов, сре­ди них: са­мо­лёт ме­ст­ной свя­зи АИР-6 (1932); учеб­но-тре­ни­ро­воч­ные са­мо­лё­ты (мо­но­пла­ны) УT-2 (1935) и УТ-1 (1936), Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974); порш­не­вые ис­тре­би­те­ли Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943); пер­вый при­ня­тый на воо­ру­же­ние сов. ре­ак­тив­ный ис­тре­би­тель Як-15 (1946), пер­вый сов. все­по­год­ный пе­ре­хват­чик Як-25 (1949); вер­то­лёт Як-24 (на­ча­ло экс­плуа­та­ции в 1955); сверх­зву­ко­вой раз­вед­чик Як-27Р (1958); сверх­зву­ко­вой фрон­то­вой бом­бар­ди­ров­щик Як-28 (1958); са­мо­лё­ты вер­ти­каль­но­го взлё­та и по­сад­ки Як-36 (1964), Як-38 (1972); лёг­кий мно­го­це­ле­вой Як-12 (1947) и спор­тив­ные са­мо­лё­ты Як-18П (ПМ, ПС), Як-50, Як-55 (в пе­ри­од с 1960 по 1981), на ко­то­рых уста­нов­ле­но 45 ре­кор­дов ми­ра и Ев­ро­пы по выс­ше­му пи­ло­та­жу; ре­ак­тив­ные пас­са­жир­ские са­мо­лё­ты Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др. На са­мо­лё­тах Я. ус­та­нов­ле­но 74 ми­ро­вых ре­кор­да.

Ле­нин­ская пр. (1972), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1939, 1940, 1942, 1944, 1945, 1950, 1956, 1966, 1981, 1984), ор­де­ном Су­во­ро­ва 1-й сте­пе­ни (1945), Зо­ло­той авиац. ме­да­лью ФАИ (1967) и др.; офи­цер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на.

Име­нем Я. на­зва­ны ули­цы в Мо­ск­ве, Но­во­рос­сий­ске, Улан-Уде; брон­зо­вый бюст ус­та­нов­лен в Мо­ск­ве (1976).