https://sun9-68.userapi.com/impg/S6yxADDQoVbpjUbPxxCR3WdXneXde_aOTmK58Q/E-K3pHIExJQ.jpg?size=1200x675&quality=96&sign=de84ddec89e39c9c9ca3f5131e7b842e&type=album
фото: kp40.ru

ЛУНАЧАРСКИЙ Ана­то­лий Ва­силь­е­вич [11(23).11.1875, Пол­та­ва – 26.12.1933, Мен­то­на, Фран­ция], сов. по­ли­тич. и гос. дея­тель, пи­са­тель, пуб­ли­цист, кри­тик, ис­кус­ст­во­вед, акад. АН СССР (1930). Из дво­рян. Сын д. стат. сов. А. И. Ан­то­но­ва (Л. но­сил фа­ми­лию и от­чест­во от­чи­ма – д. стат. сов. В. Ф. Лу­на­чар­ско­го).

В нач. 1890-х гг. стал, по собств. при­зна­нию, марк­си­стом. В 1895 – нач. 1896 учил­ся в Цю­рих­ском ун-те, слу­шал курс фи­ло­со­фии и ес­тест­во­зна­ния под рук. Р. Аве­на­риу­са, ув­лёк­ся эм­пи­ри­ок­ри­ти­циз­мом. За гра­ни­цей по­зна­ко­мил­ся с М. М. Ко­ва­лев­ским и Ю. С. Гам­ба­ро­вым, об­ще­ние с ко­то­ры­ми так­же по­влия­ло на его ми­ро­воз­зре­ние, с Г. В. Пле­ха­но­вым и др. со­ци­ал-де­мо­кра­та­ми. С 1898 в Рос­сии, чл. Моск. к-та РСДРП. Аре­сто­ван в апр. 1899, в ссыл­ке в Ка­лу­ге, Во­лог­де (с 1902), То­тьме (с 1903). С 1904 в эми­гра­ции, прим­кнул к боль­ше­ви­кам, чл. ре­дак­ций боль­ше­вист­ских га­зет «Про­ле­та­рий», «Впе­рёд». Осе­нью 1905 на­прав­лен ЦК РСДРП в С.-Пе­тер­бург, со­труд­ни­чал в боль­ше­вист­ской газ. «Но­вая жизнь», вёл про­па­ган­ду сре­ди ра­бо­чих и сту­ден­тов, в де­каб­ре аре­сто­ван, вско­ре ос­во­бож­дён. С 1906 вновь в эми­гра­ции, в 1908 ра­зо­шёл­ся с боль­ше­ви­ка­ми по идей­ным и так­тич. воп­ро­сам, в 1909 один из ор­гани­за­то­ров (совм. с А. А. Бог­да­но­вым, Г. А. Алек­син­ским, М. Горь­ким и др.) со­ци­ал-де­мо­кра­тич. шко­лы на о. Кап­ри (го­то­ви­ла рос. ра­бо­чих к про­па­ган­ди­ст­ско-аги­тац. и ре­во­люц. дея­тель­но­сти) и со­ци­ал-де­мо­кра­тич. груп­пы «Впе­рёд», вы­сту­пав­шей за раз­ви­тие про­ле­тар­ской куль­ту­ры, нау­ки, фи­ло­со­фии, про­тив край­них то­чек зре­ния на пар­ла­мен­та­ризм и про­тив узур­па­ции ле­нин­ца­ми ру­ко­вод­ст­ва в пар­тии. В 1913 вы­шел из груп­пы вви­ду её пе­ре­хо­да от куль­тур­но-про­па­ган­дист­ской ра­бо­ты к по­ли­тич. дея­тель­но­сти. Пос­ле Февр. ре­во­лю­ции 1917 вер­нул­ся в Рос­сию, всту­пил в РСДРП(б) (июль/авг. 1917). В кон­це ав­гу­ста – на­ча­ле сен­тяб­ря из­бран глас­ным Пет­рогр. гор. ду­мы; то­ва­рищ го­род­ско­го го­ло­вы, ве­дал воп­ро­са­ми об­ра­зо­ва­ния. Чл. рас­ши­рен­ной ред­кол­ле­гии газ. «Про­ле­та­рий» и ж. «Про­све­ще­ние». Один из ини­циа­то­ров соз­да­ния Про­лет­куль­та.

Пос­ле Окт. ре­во­лю­ции 1917 один из гл. ру­ко­во­ди­те­лей куль­тур­ной ре­во­лю­ции. Спо­собст­во­вал при­вле­че­нию «ста­рой» ин­тел­ли­ген­ции к со­труд­ни­чест­ву с сов. вла­стью. Ак­тив­но участ­во­вал в атеи­стич. про­па­ган­де, од­на­ко счи­тал, что она не долж­на но­сить на­сильст­вен­но­го ха­рак­те­ра. Нар­ком про­све­ще­ния РСФСР (1917–29). Ор­га­ни­за­тор и тео­ре­тик сов. си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния. Вме­сте с Н. К. Круп­ской, М. Н. По­кров­ским и др. раз­ра­ба­ты­вал об­щую стра­те­гию сов. шко­лы, ос­но­ван­ную на тео­рии тру­до­вой шко­лы, под­дер­жи­вал ор­га­ни­за­цию опыт­но-по­ка­за­тель­ных уч­реж­де­ний Нар­ком­про­са, про­па­ган­ди­ро­вал по­ли­тех­ни­чес­кое об­ра­зо­ва­ние. Один из ав­то­ров «По­ло­же­ния о Еди­ной Тру­до­вой Шко­ле», «Ос­нов­ных прин­ци­пов Еди­ной Тру­до­вой Шко­лы» (оба 1918) и др. В 1922 один из гос. об­ви­ни­те­лей на про­цес­се со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров пар­тии. При­вле­кал­ся к дип­ло­ма­тич. ра­бо­те; зам. ру­ко­во­ди­те­ля сов. де­ле­га­ции на кон­фе­рен­ции Ли­ги На­ций по ра­зо­ру­же­нию (1927). Пред. Учё­но­го к-та при ЦИК СССР (1929–33). В 1933 наз­на­чен пол­пре­дом в Ис­па­нии, од­на­ко в долж­ность всту­пить не ус­пел.

В сво­их эс­те­тич. и фи­лос. ис­ка­ни­ях («Ос­но­вы по­зи­тив­ной эс­те­ти­ки», опубл. в сб. «Очер­ки реа­ли­сти­чес­ко­го ми­ро­воз­зре­ния», 1904; «Этю­ды кри­ти­чес­кие и по­ле­ми­чес­кие», 1905; «Р. Аве­на­ри­ус. Кри­ти­ка чис­то­го опы­та в по­пу­ляр­ном из­ло­же­нии А. Лу­на­чар­ско­го», 1905; «Ре­ли­гия и со­циа­лизм», т. 1–2, 1908–11, и др.) пы­тал­ся сое­ди­нить ма­те­риа­лизм с эм­пи­рио­кри­ти­циз­мом. При­шёл к идее т. н. бо­го­строи­тель­ст­ва, пы­тал­ся до­ка­зать, что «фи­ло­со­фия Марк­са есть фи­ло­со­фия ре­ли­ги­оз­ная» и что она «вы­те­ка­ет из ре­ли­ги­оз­ных меч­та­ний прош­ло­го». Счи­тал ве­ру в со­циа­лизм осо­бым ро­дом ре­ли­гии – без Бо­га и по­ту­сто­рон­не­го ми­ра (те­зис о воз­мож­но­сти по­строе­ния сча­стья на зем­ле Л. от­стаи­вал в 1925 в Мо­ск­ве в хо­де дис­пу­та о хри­сти­ан­ст­ве и марк­сиз­ме с прот. А. И. Вве­ден­ским). Ут­верж­дал, что ре­лиг. сущ­ность че­ло­ве­чес­кой ду­ши не из­ме­ни­лась с тех­нич. про­грес­сом, толь­ко ве­ра в сверхъ­ес­тест­вен­ные си­лы сме­ни­лась ве­рой в труд, в тех­ни­ку, нау­ку. Счи­тал, что но­вый смысл вза­мен Бо­га в мир вне­сёт «сверх­че­ло­век» по­бе­див­ше­го «сверх­кол­лек­ти­ва». Был убеж­дён в не­ог­ра­ни­чен­но­сти по­зна­ват. и со­зи­дат. воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка («бор­ца-ти­та­на»), ко­то­рый пе­ре­стро­ит об­ществ. от­но­ше­ния на ра­зум­ных ос­но­ва­ни­ях и ста­нет вла­сте­ли­ном при­ро­ды.

Ав­тор дра­ма­тур­гич. про­из­ве­де­ний («Оли­вер Кром­вель», «Фо­ма Кам­па­нел­ла» и др.), книг и очер­ков по во­про­сам ис­то­рии и тео­рии иск-ва и лит-ры («Ли­те­ра­тур­ные си­луэ­ты», 1923; «Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ры в её важ­ней­ших мо­мен­тах», т. 1–2, 1924, и др.).

Ур­на с пра­хом Л. – в Крем­лёв­ской сте­не на Крас­ной пл.

В честь Л. на­зва­ны: ас­те­ро­ид TS2 (2446), ули­цы во мно­гих го­ро­дах РФ, пло­щадь в Кие­ве, его имя но­сят Об­ла­ст­ной дра­ма­тич. те­атр во Вла­ди­ми­ре, Рус. дра­ма­тич. ака­де­мич. те­атр в Се­ва­сто­по­ле, Центр. парк куль­ту­ры и от­ды­ха в Го­ме­ле.