фото: kp40.ru
ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич [11(23).11.1875, Полтава – 26.12.1933, Ментона, Франция], сов. политич. и гос. деятель, писатель, публицист, критик, искусствовед, акад. АН СССР (1930). Из дворян. Сын д. стат. сов. А. И. Антонова (Л. носил фамилию и отчество отчима – д. стат. сов. В. Ф. Луначарского).
В нач. 1890-х гг. стал, по собств. признанию, марксистом. В 1895 – нач. 1896 учился в Цюрихском ун-те, слушал курс философии и естествознания под рук. Р. Авенариуса, увлёкся эмпириокритицизмом. За границей познакомился с М. М. Ковалевским и Ю. С. Гамбаровым, общение с которыми также повлияло на его мировоззрение, с Г. В. Плехановым и др. социал-демократами. С 1898 в России, чл. Моск. к-та РСДРП. Арестован в апр. 1899, в ссылке в Калуге, Вологде (с 1902), Тотьме (с 1903). С 1904 в эмиграции, примкнул к большевикам, чл. редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Осенью 1905 направлен ЦК РСДРП в С.-Петербург, сотрудничал в большевистской газ. «Новая жизнь», вёл пропаганду среди рабочих и студентов, в декабре арестован, вскоре освобождён. С 1906 вновь в эмиграции, в 1908 разошёлся с большевиками по идейным и тактич. вопросам, в 1909 один из организаторов (совм. с А. А. Богдановым, Г. А. Алексинским, М. Горьким и др.) социал-демократич. школы на о. Капри (готовила рос. рабочих к пропагандистско-агитац. и революц. деятельности) и социал-демократич. группы «Вперёд», выступавшей за развитие пролетарской культуры, науки, философии, против крайних точек зрения на парламентаризм и против узурпации ленинцами руководства в партии. В 1913 вышел из группы ввиду её перехода от культурно-пропагандистской работы к политич. деятельности. После Февр. революции 1917 вернулся в Россию, вступил в РСДРП(б) (июль/авг. 1917). В конце августа – начале сентября избран гласным Петрогр. гор. думы; товарищ городского головы, ведал вопросами образования. Чл. расширенной редколлегии газ. «Пролетарий» и ж. «Просвещение». Один из инициаторов создания Пролеткульта.
После Окт. революции 1917 один из гл. руководителей культурной революции. Способствовал привлечению «старой» интеллигенции к сотрудничеству с сов. властью. Активно участвовал в атеистич. пропаганде, однако считал, что она не должна носить насильственного характера. Нарком просвещения РСФСР (1917–29). Организатор и теоретик сов. системы образования. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и др. разрабатывал общую стратегию сов. школы, основанную на теории трудовой школы, поддерживал организацию опытно-показательных учреждений Наркомпроса, пропагандировал политехническое образование. Один из авторов «Положения о Единой Трудовой Школе», «Основных принципов Единой Трудовой Школы» (оба 1918) и др. В 1922 один из гос. обвинителей на процессе социалистов-революционеров партии. Привлекался к дипломатич. работе; зам. руководителя сов. делегации на конференции Лиги Наций по разоружению (1927). Пред. Учёного к-та при ЦИК СССР (1929–33). В 1933 назначен полпредом в Испании, однако в должность вступить не успел.
В своих эстетич. и филос. исканиях («Основы позитивной эстетики», опубл. в сб. «Очерки реалистического мировоззрения», 1904; «Этюды критические и полемические», 1905; «Р. Авенариус. Критика чистого опыта в популярном изложении А. Луначарского», 1905; «Религия и социализм», т. 1–2, 1908–11, и др.) пытался соединить материализм с эмпириокритицизмом. Пришёл к идее т. н. богостроительства, пытался доказать, что «философия Маркса есть философия религиозная» и что она «вытекает из религиозных мечтаний прошлого». Считал веру в социализм особым родом религии – без Бога и потустороннего мира (тезис о возможности построения счастья на земле Л. отстаивал в 1925 в Москве в ходе диспута о христианстве и марксизме с прот. А. И. Введенским). Утверждал, что религ. сущность человеческой души не изменилась с технич. прогрессом, только вера в сверхъестественные силы сменилась верой в труд, в технику, науку. Считал, что новый смысл взамен Бога в мир внесёт «сверхчеловек» победившего «сверхколлектива». Был убеждён в неограниченности познават. и созидат. возможностей человека («борца-титана»), который перестроит обществ. отношения на разумных основаниях и станет властелином природы.
Автор драматургич. произведений («Оливер Кромвель», «Фома Кампанелла» и др.), книг и очерков по вопросам истории и теории иск-ва и лит-ры («Литературные силуэты», 1923; «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах», т. 1–2, 1924, и др.).
Урна с прахом Л. – в Кремлёвской стене на Красной пл.
В честь Л. названы: астероид TS2 (2446), улицы во многих городах РФ, площадь в Киеве, его имя носят Областной драматич. театр во Владимире, Рус. драматич. академич. театр в Севастополе, Центр. парк культуры и отдыха в Гомеле.