https://sun9-16.userapi.com/impg/MsYl9Kz1kuy7_aZE4aCeP4J6xCYlcP1UDhUEQg/jfDwt3l3_KE.jpg?size=450x678&quality=96&sign=baba2d5b9947716ddbf035c1e12d93df&type=album
фото: aegis-education.com

Эль Лисицкий (Лисицкий Лазарь Маркович). Российский художник и архитектор. Один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Являлся одним из основателей «Култур-лиге» - авангардного художественного и литературного объединения. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру.

Лазарь Лисицкий родился 22 ноября 1890 года в городе Починок, Смоленской области. Вырос в семье ремесленника-предпринимателя. Первые шаги в искусстве Лисицкий сделал в 1903 году под руководством витебского живописца Юделя Пэна. В 1909 году окончил реальное училище в Смоленске. Затем учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте.

После учебы работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве. В 1918 году Лисицкий становится одним из основателей «Култур-лиги» - авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства. Примерно в это же время Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им «проуны», проекты утверждения нового.

В период с 1919 по 1920 годы он написал большое число живописных проунов, часть из которых была переведена в графическую форму. Папки с литографиями проунов затем были изданы в Москве в 1921 году и в Ганновере в 1923 году. Проуны сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона, из проунов впоследствии выросли прославленные проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.

Впервые проект «московского небоскреба», имеющего три точки опоры, был экспонирован в 1925 году в архитектурном отделе выставки «November - Gruppe».

В 1937 году был опубликован фотомонтаж Эль Лисицкого, посвященный принятию Сталинской Конституции. Он представлял собой «лубочный» тематический цикл из четырех выпусков журнала «USSR in Construction», которые исследователь Ульрих Шмид назвал иллюстрированной книгой, в этом же году вышел фотомонтаж художника «Молодые люди сравнивают старую Конституцию с новой». В начале Великой Отечественной войны Лисицкий создал ряд антифашистских плакатов.

Лазарь Маркович Лисицкий умер 30 декабря 1941 года в Москве от туберкулеза. Похоронен выдающийся художник и архитектор на Донском кладбище столицы.

Семья Эля Лисицкого

Брат - Рувим Маркович Лисицкий (1895-1980), майор медицинской службы, участник Великой Отечественной войны, автор научных трудов по фармацевтике, многократно переиздававшегося и переведенного на иностранные языки учебника для фармацевтических школ и училищ «Медицинское товароведение: Инструменты, аппаратура, предметы ухода за больным, перевязочные материалы, очковая оптика, натуральные минеральные воды» (1939-1956), «Справочника по готовым лекарственным формам» (с соавторами, 1962), монографии «Хранение медикаментов» (с И. И. Левинштейном, 1940, 1954).

Жена - Софья Христиановна Лисицкая-Кюпперс (Sophie Lissitzky-Küppers, урожденная Шнайдер; 1891-1978), галеристка, искусствовед; первым браком была замужем за искусствоведом Паулем Эрихом Кюпперсом. В 1944 году как немка была с сыном выслана в Новосибирск, где жила до конца жизни.

Сын - Борис (Йен) Лазаревич Лисицкий (нем. Jen Lissitzky, род. 1930), кинооператор, фотокорреспондент газеты «Советская Сибирь».

Память о Эле Лисицком

Улица Лисицкого в Москве.
Архитектурный конкурс «Миры Эля Лисицкого» в Новосибирске.